Страницы

Wednesday, July 30, 2014

Некоторые аспекты борьбы с коррупций при казенных подрядах и поставках в дореволюционной России

Относительно недавно в нашей стране появилась новая и опасная напасть – коррупция при государственных и муниципальных закупках.  По разным оценкам в ходе этого процесса расхищается от 25 до 30% бюджетных средств, выделенных на закупки.  Как эффективно бороться с этим злом – вопрос выживания российской экономики, особенно в период всевозможных санкций со стороны ряда западных государств. Кстати, перед ними эта проблема стоит также во весь рост. Поэтому кое-что из зарубежного опыта борьбы с коррупцией в сфере государственных закупок вполне может быть заимствовано за рубежом. Однако, представляется, что отечественная история способна дать нам достаточно интересных рецептов для врачевания этой проблемы. ________________________________________________________________
В связи со становлением раннефеодального русского государства и развитием торгово-экономических связей возникла потребность в правовом регулировании казенных подрядных отношений. Такие отношения обеспечивали оборону и повседневные общественные нужды раннефеодальных городов посредством строительства городских стен, обустройства дорог и мостов.
Так, в статье 96 Русской Правды   регламентировались вопросы оплаты подрядных строительных работ: «…А вот подати строителю города: при закладке звена (крепостной стены) взять куну, а при окончании (работы) — ногату; а на корм, питье, на мясо и на рыбу (взять) в неделю 7 кун, 7 хлебов, 7 уборков пшена и на 4 коней 7 лукон овса; (это все) пусть он взимает до тех пор, пока не будет срублен город; а одного только солоду дадут (ему) 10 лукон».
В статье 97 «О мостниках» регламентировались вопросы оплаты труда подрядчиков при строительстве мостов: «…при построении моста взимать ему по ногате за (каждые) 10 локтей (моста); если починит старый мост, то взять ему за каждый пролет по куне, сколько бы пролетов ни починил; а строителю моста (следует) ездить с отроком на двух конях; (которым давать) 4 лукна овса в неделю, а кормить (его) досыта».
 С развитием нужд крепнущего русского государства казенно-подрядные отношения постепенно стали охватывать и вопросы поставки для обеспечения нужд обороны страны.
 В главе VII «О службе всяких ратных людей Московского государства» Соборного Уложения 1647 г.
Так, в статье 5 Уложения предоставлялось служилым людям Русского государства право покупать по дороге, а населению — продавать корма по рыночной цене для себя и лошадей. А статьей 7 Уложения предусматривала ответственность за случаи продажи кормов для ратных людей и лошадей по высокой цене. Виновные лица привлекались к судебной ответственности с вынесением меры наказания  «смотря по вине» (т.е. без определения конкретной меры наказания). Взятое сверх стоимости возвращалось покупателю.
 В статье 21 Уложения Статья устанавливалось право на покупку военными людьми хлебных запасов и конских кормов по цене, определенной царским указом, или «казной цене». Ратные люди, у которых не хватало хлебных запасов и конских кормов и которые по своему служебному состоянию не могли купить их по рыночным ценам, имели право обратиться к царю с просьбой разрешить покупать хлебные запасы и конские корма по установленной царским указом и воеводскому распоряжению «указной цене», то есть твердой цене. Воеводы в таких случаях обязаны были послать пристава вместе с ратным человеком к тому лицу, у которого имеются хлебные запасы и конские корма, и купить их по «указной цене». Разрешалось брать хлебные запасы и конские корма у тех людей, у которых имелись излишки сверх их потребностей.
    В статье 22 Уложения предусматривалась ответственность за отнятие у населения хлебных запасов и конских кормов с возмещением убытков двойном размере.
     В связи с изложенным представляются некорректными суждения, высказанные некоторыми авторами  по поводу недостаточного регулирования Соборным Уложением 1649 г. казенно-подрядных отношений.
Дальнейшее развитие Русского государства в XVIII в. сопровождалась бурным ростом государственных расходов на создание современной армии и флота, расширения и укрепления государственных границ.
Расширение казенно-подрядных отношений в условиях их недостаточной правовой регламентации повлекло рост числа злоупотреблений коррупционного характера при заключении и исполнении казенных подрядных контрактов. Это обусловило необходимость издания в 1713 г. именного указа «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное». В указе отмечалось увеличение случаев взяточничества, в том числе и за фиктивные (вымышленные) подряды. Острота проблемы, видимо, продиктовала и решительность мер по искоренению коррупции: «… А кто дерзнет сие учинить, тот весьма жестоко на теле наказан, всего имения лишен, шельмован, и из числа добрых людей извержен, или и смертию казнен будет».
В 1719 г. Петр I утвердил регламент Камер-коллегии, согласно кото­рому Камер-коллегия была призвана заключать разного рода казённые подряды таким образом, чтобы казённый интерес «надлежащим образом накрепко во осмотрении иметь, и в таких делах исправно, осторожно, по своей должности поступать».
Дальнейшее развитие отечественного законодательного регулирования противодействия коррупции при казенных подрядах и закупках нашло свое выражение в принятии первого уголовного кодекса России – «Уложения о наказаниях уголовных и исправительный» 1845 г., которое действовало с последующими изменениями и дополнениями до октября 1917 г.
Глава 6 Уложения содержала нормы об ответственности за взяточничество («О мздоимстве и лихоимстве).
 Получение подарка в связи с исполнением служебных обязанностей влекло взыскание двойной стоимости подарка или увольнение чиновника от должности (статья 372 Уложения).
Принятие же подарка за совершение противозаконных действий влекло согласно статье 373 наказание в виде лишения личных и особенных прав и отдачу в исправительные арестантские отделения.
В соответствии со статьей 377 Уложения высшей степенью взяточничества закон рассматривал вымогательство (всякое притеснение, угрозы, требования подарков платы, поборы).
Глава 11 этого Уложения была посвящена преступлениям и проступкам чиновников в некоторых особых сферах государственного управления. В ней особо выделялось отделение 6 «О противозаконных поступках чиновников при заключении подрядов и поставок, приеме поставляемых в казну вещей и производстве публичной продаже». Рассмотрим некоторые их составов таких нарушений.
Так, статьей 485 Уложения предусматривалась уголовная ответственность должностных лиц казенных заказчиков за участие в торгах с этим заказчиком под своим именем или от имени своих ближайших родственников или подставных лиц.
Статья 486 предусматривала ответственность таких чиновников, которые выступали залогодателями по подрядам и поставкам, заключенных по местам их службы.
Статья 487 Уложения содержала положения об ответственности подрядчиков и поставщиков за разного рода денежные сделки с чиновниками, представлявшими казенных заказчиков при условии, если эти сделки были совершены при заключении и исполнении договоров подряда или поставки. А вот статья 488 предусматривала также ответственность чиновников, заключавших какие-либо сделки с такими лицами и не заявивших об этом своему руководству в установленном порядке. 
Когда торги производились через «запечатанные объявления (т. е. по конкурсу) виновные согласно статье 489 подвергались наказанию за преждевременное вскрытие конвертов. Также к ответственности привлекались виновные за упущение в приеме вещей, не соответствующих образцам, товаров низкого качеств (статья 492),  в контроле за производимыми подрядными работами (статья 496).
 Ряд положений, нацеленных на предупреждение коррупции при казенных подрядах и поставках содержался в Положении о казенных подрядах и поставках 1887 г. В частности, согласно статье 14 положения условия договора о казенном подряде по общему правилу не должны были противоречить закону и в особенности не должны были подвергать казну убыткам. Статья 104 Положения запрещала всякого рода сговор при торгах.

Подводя итоги, можно констатировать, что к началу XX в. В российской империи сложилась целостная и детально проработанная система нормативно-правового регулирования противодействия коррупции при казенных подрядах и закупках. Многие достижения русской правовой мысли    и юридической техники могут служить для совершенствования действующей системы российского законодательства, регулирующего вопросы противодействия коррупции при государственных и муниципальных закупках. 

No comments:

Post a Comment