Страницы

Thursday, September 11, 2014

Антикоррупционный комплаенс

По материалам Центра «Трансперенси Интернешнл – Р»



Коррупция в России как бизнес
Источник:http://time-innov.ru/page/jurnal/2012-5/rubric/18/article/155 

Группа экспертов Центра «Трансперенси Интернешнл – Р» подготовила исследование прозрачности корпоративной отчетности российский компаний. Исследование называется «Прозрачность корпоративной отчетности и антикоррупционная политика российских частных компаний. Комплаенс как конкурентное преимущество» и основывается на оценке пятидесяти частных российских компаний и холдингов. Компании были отобраны из рейтингакрупнейших частных компаний 2013 года исходя из необходимости охватить наиболее распространенные в России организационно-правовые формы и различные сферы деятельности. Авторы исследования особо отмечают, что не ставили перед собой цель сформировать выборку, репрезентативную для всех российских частных компаний в целом.
На первом этапе исследования, который проходил зимой 2013 года, компаниям было предложено заполнить специально разработанную для исследования анкету, ответив на вопросы о прозрачности их собственной корпоративной отчетности. Из пятидесяти компаний две (холдинг «Объединенные кондитеры» и «Атлант-М») отказались сотрудничать с исследователями. Лишь две компании («Евросеть-ритейл» и «Лента») заполнили анкеты и прислали их экспертам Центра «ТИ-Р».
Авторы и руководство Центра «ТИ-Р» благодарят руководство «Евросеть-ритейл» и «Лента» за отклик и помощь в проведении исследования.

На втором этапе исследования эксперты приступили к самостоятельной оценке прозрачности компаний. Для этого они изучили характер раскрытия компаниями информации и принятия мер по противодействию коррупции. Согласно полученной информации, 22% закрытых акционерных обществ, 26% обществ с ограниченной ответственностью и 80% открытых акционерных обществ публикуют на своем сайте устав, но в большинстве случаев размещают его в форматах zip, rar и tiff, что делает невозможным их поиски через сетевые поисковые системы.

Кроме этого, у части компаний в списках аффилированных лиц встречаются пустые графы, предназначенные для указания адреса или полного наименования аффилированного лица. Более того, из информации, опубликованной на сайтах четырех компаний, исследователям не удалось установить основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика и точное наименование юридического лица.
Что касается прозрачности закупок, лишь 8% компаний размещали новости на своих сайтах о получении государственных контрактов. Почти столько же компаний разместили в открытом доступе свой Кодекс этики: это сделали всего 7%. У 12 компаний также отсутствовала информация, позволяющая установить наличие или отсутствие дочерних или зависимых обществ в юрисдикциях со льготным режимом налогообложения.

По словам руководителя экспертной группы, главного юриста Центра «Трансперенси Интернешнл – Р» к.ю.н. Дениса Примакова, исследование показало, что компании слабо представляют себе, что такое комплаенс и зачем он необходим коммерческому сектору. «К сожалению, к теме мало интереса проявили и журналисты ведущих российских СМИ, чем в очередной раз подкрепили убеждение, что нам необходимо уделять более пристальное внимание теме противодействия коррупции в частном секторе», — отметил Денис Примаков.

Кроме того, эксперты подготовили ряд рекомендаций для компаний, принявших участие в исследовании. Эти рекомендации включают предложение публиковать на корпоративных сайтах адрес компании, имена бенефициаров и руководителя компании, ОГРН и ИНН организации, учредительные документы, а также информацию об участии в госзакупках. 
Кроме того, компаниям следует разработать и имплементировать кодекс корпоративной этики, создать возможность для конфиденциального заявления о коррупции от сотрудников компании. 

Также рекомендуется проводить регулярные тренинги для сотрудников, на которых разъяснять комплаенс-политику компании, вопросы персональной ответственности и механизмы защиты заявителей о коррупции.

С полным текстом исследования на русском и английском языках вы можете ознакомиться ниже.


Источник: http://www.transparency.org.ru/komplaens/rossiiskie-kompanii-ne-gotovy-k-prozrachnosti

No comments:

Post a Comment