Страницы

Wednesday, October 29, 2014

Энергетическая безопасность

ФАС уверяет, что цены на топливо не растут, а народ уже начал митинговать

ФАС уверяет, что цены на топливо не растут, а народ уже начал митинговать
В конце прошлой недели активисты из разных городов возмутились необоснованным ростом цен на топливо: в Красноярске автомобилисты вышли на митинг против роста цен, в Тюмени просто констатируют "набухание" ценника, а в Воронеже подсчитали: в нефтедобывающей России бензин в 60 раз дороже, чем в нефтедобывающей Венесуэле! Представители власти тем временем уверяют, что цены на топливо, наоборот, падают.
Так, на прошлой неделе замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил, например, что бензин выходит из "высокого сезона". "Сейчас закончился сезонный рост цен на бензин, началось снижение, - уверял чиновник журналистов. - Цены на бензин стабилизируются, на дизтопливо происходит некоторое сезонное повышение, но в целом, как и в предыдущие семь-восемь лет, темпы роста близки к темпам инфляции". По мнению Голомолзина, для регулировки цен на топливо достаточно было погрозить пальцем нескольким нефтедобывающим компаниям, что и было сделано: в начале октября ФАС выдала предупреждения "Газпромнефти" и "Роснефти" за то, что ограничивали отгрузки бензина независимым АЗС.
Между тем исследования говорят о совершенно другой ситуации. Согласно материалам информационно-аналитического центра "Кортес", цены на бензин А-92 и А-95 в среднем по России только за четыре дня (с 20 по 24 октября) выросли на 7 копеек, причем рост замечен именно на розничном рынке, а не на биржевом или оптовом. Так, в розницу в течение отчетной рабочей недели цена на топливо класса "Нормаль-80" выросла на 9 копеек, а на "Регуляр-92" и "Премиум-95" - на 7 копеек.
Напомним, что розничный рынок - тот рынок, на котором покупают топливо автолюбители, транспортные компании, фирмы грузоперевозок и многие другие, поэтому новый скачок цен на топливо приведет в конечном итоге и к росту цен на товары, которые доставляются на тягачах по стране.
При этом, согласно данным центра, на биржевом рынке за отчетную неделю цены на бензин всех перечисленных выше классов очистки снизились. Видимо, об этом снижении и говорил замглавы ФАС, но тогда непонятно, почему гражданам нужно знать о котировках в сфере биржевых торгов и промышленных закупок? Людей волнует то, что происходит с ними, а не с какими-то там абстрактными бумажками. А реалии таковы, что даже на мелкооптовом рынке цены все равно неумолимо ползут вверх.
Многих это уже так достает, что граждане выходят выражать свой протест на улицы. 26 октяб-ря в Красноярске автомобилисты пришли в сквер Космонавтов с плакатами протестовать против роста цен на топливо. Митингующие требовали снизить цены на топливо на 15 - 20%, справедливо возмущались, что цены на топливо в стране вообще слабо контролируются государством и каким-то непостижимым образом зависят от цены на доллар в нарушение всех законов математики. Так, стоит доллару упасть по отношению к рублю, как цены на бензин тут же растут. Доллар поднимется, а рубль упадет - цены опять растут. И на каждый такой рост у "нефтянки" находится свой оправдательный аргумент. Так или иначе, но уже известно, что красноярская акция не станет последней. В Шелхове (это Иркутская область) на последний день октября запланировали автопробег в знак протеста против роста цен на бензин.
Чтобы как-то разобраться в природе ценообразования, мы решили поговорить с представителями профильного сообщества. Увы, но какой-либо обнадеживающей информации получить не удалось.
- Сейчас доходит до смешного: главы регионов обещают, что в ноябре цены на бензин снизятся, но как это может быть, если с 2014 года было сделано все для роста этих самых цен? - высказал "МП" свою точку зрения по поводу происходящего глава Межрегионального нефтяного союза Николай Зуев. - О том, что все предвещает рост цен на топливо, говорили множество экономистов еще в конце прошлого года. И причины для этого роста следующие: первая - новые акцизы, которые были утверждены президентом РФ. В отношении бензина ставка акциза повысилась почти до 10 тысяч рублей за тонну с нынешних 8,5 тысячи рублей. Поскольку данное решение напрямую увеличивает издержки нефтяных компаний, как именно они их пытаются компенсировать, объяснять, думается, не надо...
Вторая причина - новый налоговый маневр. С 2014 года повышена базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и одновременно снижены экспортные пошлины на нефть и светлые нефтепродукты (в частности, бензин). То есть, государство дало возможность бизнесу продавать бензин дешево за границу, и у нас в стране рост стал неизбежен. Не стоит забывать и о текущих проблемах - инфляции и монополизме в нефтяной отрасли. Цены на бензин в России могли бы быть примерно на 20% ниже, чем сейчас, если бы наш рынок не был столь монополизирован.
- Так что, никаких способов снизить цены на топливо нет?
- Есть, конечно! Нам нужно меньше оглядываться на зарубежных партнеров и поднимать экспортную стоимость бензина, компенсируя тем самым цены внутри страны. Если к тому же отметить акцизы на бензин, которые являются своего рода транспортным налогом (а его автомобилисты тоже регулярно платят), цены на топливо в течение месяца рухнут на 35 - 40%. То есть, речь идет о 19,5 - 22 рублях за литр Аи-92 против нынешних 33 рублей. А начни наши власти национализировать нефтяные компании или же создавать им достойных конкурентов, так стоимость топлива не будет повышаться несколько лет. Впрочем, последнее уже из ряда фантастики, хотя отменить акцизы и изменить "налоговый маневр" можно, просто сидя в удобном кресле в кабинете, ничего не предпринимая.
В беседе с "МП" эксперт выразил уверенность, что подобная практика привела бы не к обвалу экономики, а к ее мощному росту. Значительно уменьшив расходы на топливо у частного бизнеса, чиновники дали бы возможность россиянам развивать свой бизнес за пределами родного региона. То есть в конечном итоге мы бы получили развитие экономики. Но пойдут ли на такое государственные умы - вопрос из ряда риторических: как отмечают сами бизнесмены, "не кошмарить" малый бизнес по большому счету пытается лишь президент страны, на местах же все упирается в кучу разных законов, нормативов и тарифов, которые либо затрудняют, либо и вовсе стопорят ведение дел.
Так как цены на топливо ползут вверх стабильно, сложно объективно оценить, насколько дорого стало нам всем заправляться, без обращения к прошлогодним ценникам. Прибегнув к помощи портала Яндекс.Котировки, мы решили вспомнить о ценах на АЗС в 2013 году: в последних числах октября "дизель" стоил 32,51 рубля, сейчас - 33,55 рубля, бензин уровня Аи-92 - по 32,30 рубля за литр, сейчас - 33 рубля. Заправляться Аи-95 (топливо всех современных иномарок) тоже накладно: прошлогодние 34,18 рубля против нынешних 35,56. Бензин Аи-98 стоил 37,12 рублей, а сейчас - 38,26.
Казалось бы, в такой ситуации самое время поднять вопрос о создании альтернативного топлива, но эта история, скорее всего, Россию обойдет стороной.
- В нашей стране бензин сильнее дорожает, когда нефть падает в цене, а причиной тому планы по доходам нефтяных компаний: если они не могут получить нужную сумму с экспорта, они получают недостачу за наш счет, - констатировал глава общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков. - И в данной ситуации потребители находятся в зависимом положении. Можно, конечно, уповать на активную работу ФАС, но я ее лично пока не замечаю. С точки зрения потребителей логичным решением было бы перейти на альтернативные виды топлива, однако над их развитием работают как правило те страны, в которых не добывают нефть, поэтому, покуда Россия будет сырьевой страной, государственной воли для развития биодизеля или чего-то подобного, мы, скорее всего, не ощутим.
автор: Никита С. МИТРОХИН 

No comments:

Post a Comment