Югорские политики без предупреждения начали «войну» с северными соседями, неожиданно обвинив их в том, что на Ямале из-за реализации крупных промышленных проектов под угрозой может оказаться поголовье рыбы ценных пород: муксуна, чира, нельмы и других. Экологи солидарны в какой-то мере с мнением о том, что промышленность в Обской и Тазовской губах угрожает белорыбице. Руководство же арктического региона гарантирует, что без тщательной экологической экспертизы ни один индустриальный проект в Заполярье начат не будет.
Депутат думы ХМАО Любовь Малышкина, курирующая экологический блок в «Сургутнефтегазе», рассказала, где сейчас наносится самый значительный ущерб рыбному хозяйству. По ее словам, это происходит на Ямале, где сейчас идет строительство терминала в Обской губе.
«Стыдобище, что мы не можем решить проблему…»
Это заявление прозвучало на днях в думе округа, где рассматривался прогноз социально-экономического развития ХМАО на ближайшие три года. Депутат Анатолий Вац, выслушав чиновников, поднял тему восстановления рыбных запасов.
– Стыдобище, что мы не можем решить проблему с восстановлением рыбных ресурсов и что мы не занимаемся этим всерьез, – сказал он, отметив, что это один из ресурсов округа, которому не уделяется должного внимания. – Нужно собрать всех, чей ущерб самый значительный в этом вопросе, а это как раз предприятия топливно-энергетического комплекса, и провести крупное совещание, чтобы определить сколько средств надо для решения этого вопроса, и кто будет вкладывать. И если мы займемся всерьез этой темой, то года за три сможем пополнить рыбные запасы нашей великой реки Оби. Но без вложения нефтяных компаний сделать это невозможно. Очень хорошо, что «Сургутнефтегаз» строит дворец культуры в Сургуте, очень дорогой, он нужен. Многие проекты и другие компании реализуют. Но есть то, что мы погубили за эти годы. Давайте бить в колокола и принимать не отложенные меры.
На эти заявления ответила парламентский лоббист «Сургутнефтегаза».
– Государством предусмотрена выплата ущерба, приносимая рыбному хозяйству от любой деятельности, в том числе и нефтяной. Есть методики подсчета ущерба, в каждом проекте этот ущерб рассчитывается. В настоящее время нефтяные компании ставят вопрос о возмещении этого ущерба рублем, а не какими-то мальками, которые непонятно где выпускаются. И выпускаются они, кстати, в основном не в нашем регионе, потому что нет у нас здесь возможности выпускать. Таким образом, мы компенсируем все нанесенные ущербы, но хотели бы здесь и рублем компенсировать, – заявила Любовь Малышкина.
По ее словам, такая система была ранее, но ее сломали «перестройками в рыбной отрасли и, главное, отсутствием ведомственных документов». «Сейчас государство готовит нормативно-правовую базу», – пояснила депутат.
Любовь Малышкина заявила, что винить только нефтяников в ситуации в рыбной отрасли нельзя.
– Если говорим о рыбе вообще, то анализ здесь должен быть многофакторный. Все ученые сходятся в том, что влияние нефтяной отрасли на рыбные запасы минимальное, по крайней мере, в настоящее время. Да, были лихие годы, но они давно закончились. И самый больший ущерб сейчас наносится совершенно другим образом. Сейчас достаточно много конференций рыбников проводится, в том числе и в Тюмени с участием всей науки, и там говорят, что сейчас самый большой ущерб наносится на Ямале строительством терминала в Обской губе. Вот это значительный будет ущерб, но его предприятия тоже должны будут компенсировать, – заявила она.
В беседе с корреспондентом Znak.com Любовь Малышкина пояснила, что информацию о строительства терминала она почерпнула на научной конференции в Тюмени, но не помнит точно, о каком проекте идет речь, посоветовав обратиться за комментариями к эксперту в этой области – заведующему лабораторией экологии рыб Института экологии растений и животных УРО РАН Владимиру Богданову.
«Рисковать в Арктике нельзя…»
В ближайшие годы на Ямале должны сдать в эксплуатацию два крупных логистических проекта – это морской порт Сабетта, через который на экспорт будет уходить газ «НОВАТЭКа», перерабатываемый компанией «Ямал-СПГ», а также крупный терминал в Мысе Каменном для круглогодичной отгрузки нефти с Новопортовского газоконденсатного месторождения.
Начальник управления биоресурсов департамента природно-ресурсного регулирования Ямала Вячеслав Жедулев пояснил Znak.com, что проекта терминала на Мысе Каменный у него пока нет. «Когда он будет готов, он обязательно пройдет государственную экологическую экспертизу и тогда будет ясен ущерб от его деятельности. Строительство терминала еще не начато, оно планируется на 2016 год. Заранее можно сказать лишь, что любое вмешательство в живую природу скажется на экосистеме Обской губы, где проходит зимовка сиговых», – сказал замдиректора департамента.
По словам заведующего лабораторией экологии рыб Института экологии растений и животных УРО РАН Владимира Богданова, подсчитанный ущерб водным биоресурсам от строительства морского порта Сабетта составляет порядка 9 тыс. тонн. «Никто не знает, как его компенсировать, потому что это 1,5 млрд мальков. А если говорить не об ущербе, а об угрозах, то здесь Малышкина права. Есть восстановимый и невосстановимый ущерб. Пока все ущербы, которые были на Оби, относятся к восстановимым. К примеру, с проложенными трубопроводами, какими-то точечными вмешательствами река, в основном, справлялась сама», – говорит он.
Но теперь, по словам ученого, появилась новая угроза. Подход к терминалу в Сабетте будет порядка четырех километров. Если его будут копать, углублять, валы будут отгружать тут же – все это значительный ущерб кормовой массе, за которым последует уменьшение ихтиомассы, и угроза водным ресурсам. «Но главное в том, что терминал потребует подхода морских танкеров. В районе, где Тазовская губа впадает в Обскую, чуть ниже находится мыс Трехбугорный, а еще чуть ниже этого места есть бар (всего их два, еще один в районе Сабетты). Вот если промоют бар в районе Сабетты, то морская вода начнет проникать на юг. А места зимовок рыб – это 100-километровый участок в районе устья Тазовской губы и мыса Каменный, мыса Парусный. Он нанесет не только ущерб тем, что уничтожит кормовую базу из-за строительства канала, но прорыв канала в районе южного бара может способствовать проникновению морской воды далеко на юг. А в апреле заморная вода доходит почти до мыса Каменного. И если эти каналы позволят морской воде проникать дальше, где она смыкается с заморной, то эта зона жизни будет уничтожена. Вода будет без кислорода. И вся рыба, которая зимует на этом участке, погибнет за несколько дней», – говорит Богданов.
По его словам, были случаи естественной гибели рыбы от прохода заморной воды на мыс Каменный. Например, 1979 год, или 2007 год, в который погибло 8 тыс. тонн рыбы. Во все эти годы случалось многоводье, когда вода стояла до сентября, весь этот сток без кислорода давил подо льдом, уходил на север, и в итоге гибла рыба. Но с появлением канала между Сабеттой и Каменным этом риск возрастет многократно. И даже в первый год невозможно будет понять угрозу. Выход ученый видит один – не прорывать этот канал ни в коем случае. «Танкеры должны быть с осадкой не глубже девяти метров. Сейчас Новый порт закладывает в проект именно такую глубину. Но есть Ледокольный флот, которому никто не указ, и оттуда никаких разъяснений нет. А дело в том, что пресный лед в пять раз сильнее морского и рубить его необходимо более мощными ледоколами. Я своими ушами слышал в Салехарде на Третьей конференции по мерзлотоведению, где ледокольщики говорили, что канал придется рыть», – с тревогой говорит Владимир Богданов.
Руководство округа по-прежнему настаивает, что ни один проект на Ямале не будет начат, пока не пройдет экологическую ревизию. Об этом, в частности, говорил губернатор округа Дмитрий Кобылкин. «Для нас важно, что ни один индустриальный проект на Ямале не реализуется без учета самых строгих экологических стандартов. Это принципиально, поскольку большинство работ ведётся в непосредственной близости к особо охраняемым природным территориям. Например, перспективные территории разработки Обской, Тазовской, Байдарацкой и Гыданской губ являются местами зимовки и нереста рыбных биоресурсов. Рисковать в Арктике нельзя. Более того, необходимо понимание последствий нагрузки на окружающую среду», – подчеркивал Кобылкин.
Znak.com будет следить за ситуацией.
No comments:
Post a Comment