Некоторые
аспекты борьбы с коррупций при казенных подрядах и поставках в дореволюционной
России
Относительно недавно в нашей стране
появилась новая и опасная напасть – коррупция при государственных и
муниципальных закупках. По разным
оценкам в ходе этого процесса расхищается от 25 до 30% бюджетных средств,
выделенных на закупки. Как эффективно
бороться с этим злом – вопрос выживания российской экономики, особенно в период
всевозможных санкций со стороны ряда западных государств. Кстати, перед ними
эта проблема стоит также во весь рост. Поэтому кое-что из зарубежного опыта
борьбы с коррупцией в сфере государственных закупок вполне может быть
заимствовано за рубежом. Однако, представляется, что отечественная история
способна дать нам достаточно интересных рецептов для врачевания этой проблемы. ________________________________________________________________
В связи со становлением
раннефеодального русского государства и развитием торгово-экономических связей
возникла потребность в правовом регулировании казенных подрядных отношений.
Такие отношения обеспечивали оборону и повседневные общественные нужды раннефеодальных
городов посредством строительства городских стен, обустройства дорог и мостов.
Так, в статье 96 Русской Правды регламентировались вопросы оплаты подрядных
строительных работ: «…А вот подати строителю города: при закладке звена
(крепостной стены) взять куну, а при окончании (работы) — ногату; а на корм,
питье, на мясо и на рыбу (взять) в неделю 7 кун, 7 хлебов, 7 уборков пшена и на
4 коней 7 лукон овса; (это все) пусть он взимает до тех пор, пока не будет
срублен город; а одного только солоду дадут (ему) 10 лукон».
В статье 97 «О мостниках»
регламентировались вопросы оплаты труда подрядчиков при строительстве мостов: «…при
построении моста взимать ему по ногате за (каждые) 10 локтей (моста); если
починит старый мост, то взять ему за каждый пролет по куне, сколько бы пролетов
ни починил; а строителю моста (следует) ездить с отроком на двух конях;
(которым давать) 4 лукна овса в неделю, а кормить (его) досыта».
С развитием нужд крепнущего русского
государства казенно-подрядные отношения постепенно стали охватывать и вопросы
поставки для обеспечения нужд обороны страны.
В главе VII «О службе всяких ратных людей
Московского государства» Соборного Уложения 1647 г.
Так, в статье 5 Уложения предоставлялось служилым людям
Русского государства право покупать по дороге, а населению — продавать корма по
рыночной цене для себя и лошадей. А статьей 7 Уложения предусматривала
ответственность за случаи продажи кормов для ратных людей и лошадей по высокой
цене. Виновные лица привлекались к судебной ответственности с вынесением меры
наказания «смотря по вине» (т.е. без
определения конкретной меры наказания). Взятое сверх стоимости возвращалось
покупателю.
В статье 21 Уложения Статья устанавливалось
право на покупку военными людьми хлебных запасов и конских кормов по цене, определенной
царским указом, или «казной цене». Ратные люди, у которых не хватало хлебных
запасов и конских кормов и которые по своему служебному состоянию не могли
купить их по рыночным ценам, имели право обратиться к царю с просьбой разрешить
покупать хлебные запасы и конские корма по установленной царским указом и
воеводскому распоряжению «указной цене», то есть твердой цене. Воеводы в таких
случаях обязаны были послать пристава вместе с ратным человеком к тому лицу, у
которого имеются хлебные запасы и конские корма, и купить их по «указной цене».
Разрешалось брать хлебные запасы и конские корма у тех людей, у которых имелись
излишки сверх их потребностей.
В статье 22
Уложения предусматривалась ответственность за отнятие у населения хлебных
запасов и конских кормов с возмещением убытков двойном размере.
В связи с
изложенным представляются некорректными суждения, высказанные некоторыми
авторами по поводу недостаточного регулирования
Соборным Уложением 1649 г. казенно-подрядных отношений.
Дальнейшее развитие Русского
государства в XVIII
в. сопровождалась бурным ростом государственных расходов на создание
современной армии и флота, расширения и укрепления государственных границ.
Расширение казенно-подрядных отношений
в условиях их недостаточной правовой регламентации повлекло рост числа
злоупотреблений коррупционного характера при заключении и исполнении казенных
подрядных контрактов. Это обусловило необходимость издания в 1713 г. именного
указа «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное». В указе
отмечалось увеличение случаев взяточничества, в том числе и за фиктивные
(вымышленные) подряды. Острота проблемы, видимо, продиктовала и решительность
мер по искоренению коррупции: «… А кто дерзнет сие учинить, тот весьма жестоко
на теле наказан, всего имения лишен, шельмован, и из числа добрых людей
извержен, или и смертию казнен будет».
В 1719 г. Петр I утвердил регламент
Камер-коллегии, согласно которому Камер-коллегия была призвана заключать
разного рода казённые подряды таким образом, чтобы казённый интерес «надлежащим
образом накрепко во осмотрении иметь, и в таких делах исправно, осторожно, по
своей должности поступать».
Дальнейшее развитие отечественного
законодательного регулирования противодействия коррупции при казенных подрядах
и закупках нашло свое выражение в принятии первого уголовного кодекса России –
«Уложения о наказаниях уголовных и исправительный» 1845 г., которое действовало
с последующими изменениями и дополнениями до октября 1917 г.
Глава 6 Уложения содержала нормы об
ответственности за взяточничество («О мздоимстве и лихоимстве).
Получение подарка в связи с исполнением
служебных обязанностей влекло взыскание двойной стоимости подарка или
увольнение чиновника от должности (статья 372 Уложения).
Принятие же подарка за совершение
противозаконных действий влекло согласно статье 373 наказание в виде лишения
личных и особенных прав и отдачу в исправительные арестантские отделения.
В соответствии со статьей 377 Уложения
высшей степенью взяточничества закон рассматривал вымогательство (всякое
притеснение, угрозы, требования подарков платы, поборы).
Глава 11 этого Уложения была посвящена
преступлениям и проступкам чиновников в некоторых особых сферах государственного
управления. В ней особо выделялось отделение 6 «О противозаконных поступках
чиновников при заключении подрядов и поставок, приеме поставляемых в казну
вещей и производстве публичной продаже». Рассмотрим некоторые их составов таких
нарушений.
Так, статьей 485 Уложения
предусматривалась уголовная ответственность должностных лиц казенных заказчиков
за участие в торгах с этим заказчиком под своим именем или от имени своих
ближайших родственников или подставных лиц.
Статья 486 предусматривала ответственность
таких чиновников, которые выступали залогодателями по подрядам и поставкам,
заключенных по местам их службы.
Статья 487 Уложения содержала
положения об ответственности подрядчиков и поставщиков за разного рода денежные
сделки с чиновниками, представлявшими казенных заказчиков при условии, если эти
сделки были совершены при заключении и исполнении договоров подряда или
поставки. А вот статья 488 предусматривала также ответственность чиновников,
заключавших какие-либо сделки с такими лицами и не заявивших об этом своему
руководству в установленном порядке.
Когда торги производились через
«запечатанные объявления (т. е. по конкурсу) виновные согласно статье 489
подвергались наказанию за преждевременное вскрытие конвертов. Также к
ответственности привлекались виновные за упущение в приеме вещей, не
соответствующих образцам, товаров низкого качеств (статья 492), в контроле за производимыми подрядными
работами (статья 496).
Ряд положений, нацеленных на предупреждение
коррупции при казенных подрядах и поставках содержался в Положении о казенных
подрядах и поставках 1887 г. В частности, согласно статье 14 положения условия
договора о казенном подряде по общему правилу не должны были противоречить
закону и в особенности не должны были подвергать казну убыткам. Статья 104
Положения запрещала всякого рода сговор при торгах.
Подводя итоги, можно констатировать,
что к началу XX
в. В российской империи сложилась целостная и детально проработанная система
нормативно-правового регулирования противодействия коррупции при казенных
подрядах и закупках. Многие достижения русской правовой мысли и
юридической техники могут служить для совершенствования действующей системы
российского законодательства, регулирующего вопросы противодействия коррупции
при государственных и муниципальных закупках.
No comments:
Post a Comment