Антикоррупционный комплаенс
По материалам Центра «Трансперенси Интернешнл – Р»
Заинтересован ли российский бизнес в борьбе с коррупцией?
Источник:http://zn.ua/ECONOMICS/transparency-international-korrumpirovannye-oligarhicheskie-klany-ubivayut-v-ukraine-chestnyy-biznes-134155_.html
... Понятие «Комплаенс» (compliance) подразумевает
соблюдение коммерческими организациями действующих законов, правил и
стандартов, в том числе — направленных на предотвращение коррупции.
Соответствие стандартам рыночного поведения,
управление конфликтом интересов, равное честное отношение ко всем клиентам и
партнерам, следование собственным и отраслевым этическим кодексам, внедрение и
использование внутрикорпоративных антикоррупционных программ — все это
комплаенс.
Насколько же заинтересован российский бизнес в
противодействии коррупции? Готовы ли российские компании создавать для себя и
своего бизнеса условия, в которых неприемлем конфликт интересов, «откаты» и
коррупционные сделки с представителями власти? Подробнее об этом написано в
статье руководителя проекта к.ю.н. Дениса Примакова Антикоррупционная политика: Почему
российские компании готовы нарушать закон.
Чтобы ответить на эти вопросы, в ноябре 2013
года был запущен проект Центра «ТИ – Р» по исследованию саморегулирования и
антикоррупционных практик, применяемых российским бизнесом. Объекты
исследования были отобраны из рейтинга крупнейших частных компаний журнала Forbes за 2013 год.
Предпочтение было отдано средним компаниям наиболее распространенных
организационно-правовых форм: 20 ОАО, 10 ЗАО и 20 обществ с ограниченной
ответственностью.
Полные результаты мониторинга
антикоррупционных практик и выводы, сделанные экспертами Центра «ТИ – Р» на
основе полученных данных, будут опубликованы в ближайшее время. А пока мы
предлагаем ознакомиться с основными тезисами аналогичного исследования,
проведенного специалистами Transparency International USA.
Доклад TI-USA с
анализом существующих корпоративных антикоррупционных программ и практическими
рекомендациями, помогающими оценить свой инструментарий борьбы с коррупцией,
был опубликован 24 июля.
Как это делается в Америке
Исследование, которое провели Transparency
International USA, называется «Ревизия корпоративных антикоррупционных
программ» (Verification of Anti-Corruption Compliance Programs).
За последние два десятилетия бизнес добился
значительного прогресса в разработке собственных антикоррупционных программ. С
одной стороны, рост числа таких программ демонстрирует повышение интереса
частных компаний к борьбе с коррупцией. С другой, и это общепризнано, —
ощущается нехватка инструментов и программ по реализации компаниями
корпоративной антикоррупционной политики.
Без проверки эффективности программ по
обеспечению соблюдения антикоррупционного законодательства, без отчетности
корпорации о своих программах невозможно разобраться, в каком случае речь идет
о серьезных усилиях по противодействию коррупции, а в каких — о программах,
существующих «для галочки».
Многочисленные сообщения о фактах и
подозрениях в корпоративных должностных преступлениях нанесли серьезный ущерб
представлению о способности компаний к саморегуляции. Для решения этой проблемы
эксперты Transparency International USA (TI-USA) проанализировали ряд наиболее
часто используемых компаниями программ и на основе собранных данных выработали
рекомендации для бизнес-сообщества по повышению эффективности использования
антикоррупционных механизмов.
«Несмотря на то, что все большее число
компаний вкладывают средства в оценку эффективности своих антикоррупционных
программ, подробного обзора наиболее часто используемых методов проверки
соблюдения законодательства до сих пор не существовало. Не было и осмысления
уроков, которые можно извлечь из подобного анализа. Этот отчет является
попыткой такой оценки и содержит рекомендации для компаний, по использованию
механизмов проверки соблюдения антикоррупционного законодательства. Это также
призыв к действию для компаний — принять на себя руководящую роль в борьбе с
коррупцией, навести порядок в своих собственных домах, взять на себя
ответственность за свои программы соблюдения и использовать необходимые
ресурсы, чтобы определить эффективность своих программ», — пишут авторы работы.
В рамках своего исследования команда TI-USA
консультировались с сотрудниками подразделений внутреннего контроля
американских компаний, аудиторскими фирмами, экспертами юридических и
консалтинговых компаний, государственными органами надзора, сертификационными
компаниями и неправительственными организациями, реализующими антикоррупционную
политику. Данные, полученные в результате работы исследователей TI-USA, были
проанализированы консультативным советом признанных международных экспертов,
который поспособствовал выработке итоговых рекомендаций.
Специалисты TI-USA провели исследование пяти тематических областей, подвергаемых антикоррупционному контролю:
Специалисты TI-USA провели исследование пяти тематических областей, подвергаемых антикоррупционному контролю:
- публичная отчетность компаний;
- оценка отчетности, выполняемая бухгалтерами, юристами и
консалтинговыми фирмами;
- сертификация программ соответствия;
- данные мониторингов государственных органов контроля;
- усилия компании по социальной и экологической
сертификации.
Основные выводы исследования
·
Публичная отчетность —
ценный инструмент в практике борьбы с коррупцией, но использование его
нуждается в усовершенствовании. Компании признают важность раскрытия информации
о своих антикоррупционных мероприятиях, тем не менее, многие предоставляют в
открытый доступ лишь ограниченную информацию о своей программе и
антикоррупционной политике и редко описывают свои усилия по ее осуществлению.
Публичная отчетность компаний должна обеспечить значимую информацию для
заинтересованных сторон о том, как компании управляют коррупционными рисками
своего бизнеса.
·
Серьезный эффект дает
проверка программ контроля бухгалтерскими, юридическими и консалтинговыми
компаниями. Мониторинг опытных внешних экспертов позволяет организации увидеть
пробелы в своей программе и усовершенствовать ее.
·
Сертификация
соответствия - практика, нуждающаяся в усовершенствовании. Сегодня добиться
признания государственных регулирующих органов и других заинтересованных сторон
компаниям сложно, в том числе из-за разных подходов и стандартов у разных
сертификационных организаций.
·
Существующие системы
социальных и экологических сертификации основаны на международных стандартах,
широко используются и пользуются доверием потребителей, продавцов, прессы,
правительства и инвесторов. Тем не менее, существует проблемы в применении
подходов к сертификации. Стандарты, используемые для оценки коррупционных
рисков, являются наиболее субъективными.
Основные рекомендации, предлагаемые авторами
доклада
·
Внутренний анализ и
оценка собственного потенциала. Наиболее важной частью проверки корпоративных
правил по борьбе с коррупцией является собственная оценка компании изнутри. При
ее проведении компании должны определить, в какой степени они могут положиться
на внутренние ресурсы, и насколько они нуждаются в дополнении их ресурсами
извне.
·
Подход к выбору
программ контроля на основе оценки рисков. Оценка риска важна для определения
необходимого объема программ контроля. Трудно и нецелесообразно проводить
проверку в масштабе всей компании - посещать каждый кабинет, опрашивать каждого
сотрудника или проверять каждую транзакцию. Поэтому важно, чтобы бизнес-единицы
с самым высоким риском коррупции были приоритетными.
·
Независимые внешние
оценки. В дополнение к внутренним инспекциям компании должны организовывать
независимые внешние проверки на регулярной плановой основе. Их объемы и
периодичность будет зависеть в значительной степени от уровня коррупционных
рисков компании. Компании с высоким уровнем риска следует рассмотреть
возможность проведения внешних проверок своих потенциально уязвимых
подразделений раз в три года. Внешние оценки помогут компании по-новому
взглянуть на действующую корпоративную программу, выявить ее слабые места и
области для усовершенствования, или сравнить свою программу с инструментарием
других компаний.
·
Проверка деятельности
и отдельных операций в подразделениях с высоким коррупционным риском. Анализ
эффективности используемых программ в местах с высоким уровнем риска не может
производиться исключительно из центрального офиса. Процедуры проверки в
«рисковых» подразделениях должны включать обязательное их посещение, анализ
данных, опросы сотрудников, аудит важных сделок и операций, анализ
взаимодействия с третьими сторонами, оценку механизмов внутреннего контроля.
·
Публичная отчетность.
Для повышения прозрачности и общественного доверия компании должны держать
открытой информацию о своих антикоррупционных программах, в том числе о
реализации программы и результатах проверок. Степень публичной открытости
должна быть высокой настолько, чтобы гарантированно демонстрировать, что
компания понимает и эффективно управляет своими коррупционными рисками.
·
Разработка и принятие
прозрачных общепринятых стандартов сертификации. Организациям, компаниям,
группам инвесторов и неправительственным организациям, занимающимся
сертификацией, необходимо разработать как можно более детальное соглашение о
стандартах, чтобы добиться наибольшей прозрачности и объективности контроля.
Важно также четко определить критерии и требования, обязательные для получения
сертификата.
В TI-США надеются, что их доклад поможет
повысить стандарты корпоративной антикоррупционной практики. По мнению авторов,
доклад может стать полезным ресурсом для компаний, стремящихся играть активную
роль в борьбе с коррупцией и заинтересованных в восстановлении доверия
общественности к их способности к саморегуляции.
Источник: http://www.transparency.org.ru/komplaens/pod-bremenem-samokontrolia
No comments:
Post a Comment