Информационная безопасность
1 декабря 2014| Александра Баязитова
В «электронное
правительство» заглянет Генпрокуратура
Депутаты Госдумы пожаловались генпрокурору на
растраты бюджетных средств, выделенных на госпрограмму электронных услуг для
населения
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
Генпрокуратура проверит Минкомсвязи как основного исполнителя
подпрограммы «Развитие информационного общества» на предмет «растраты
государственных средств и фактического саботажа исполнения мероприятия
«Развитие электронного правительства». Соответствующий запрос генеральному
прокурору Юрию Чайке направил депутаты Госдумы Андрей Крутов и Дмитрий Ушаков
(есть у «Известий»).
По расчетам депутатов, за все годы на исполнение госпрограммы было
направлено более 1,4 трлн рублей. Только в 2012–2013 годах объем финансирования
составил 42,6 млрд рублей. Между тем особых результатов исполнитель не добился.
— Мы постоянно при обсуждении бюджета выделяем на развитие
госпрограммы деньги, — пояснил «Известиям» Андрей Крутов. — Тем более что
перевод услуг в электронный вид одобряет большая часть россиян. Между тем
деньги тратятся, а программа буксует, и большинство плановых показателей не
достигнуто. И в том числе из-за того, что, по данным экспертов, ответственный
исполнитель не разрабатывает нормативно-правовую базу, то есть просто не
выполняет своих обязательств. В итоге того самого «электронного правительства»
у нас просто нет. Это либо пустая растрата денег, либо прямой саботаж программы
— в этом должна разобраться прокуратура.
В частности, как указывается в запросе, «доля федеральных
государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов
в электронном виде, в общем количестве государственных услуг» должна по итогам
2013 года составлять 98%, а составила всего лишь 3,3%. Количество предоставляемых
региональных услуг должно составлять 44% по плану, а реально составляет только
1,1%.
- Для получения большинства "переведенных"
электронный вид услуг - будь то получение водительского удостоверения, лицензии
на оружие, регистрации автотранспортных средств, получение прописки - все
подразумевает личный визит и очереди, от которых практически никак не
избавиться, - возмущается Дмитрий Ушаков. - Так что предоставление официально
"электронных" услуг почему то до сих пор происходит при личном визите
в конкретные учреждения и сопровождается долгим ожиданием в длинных очередях.
Согласно майским указам президента, доля граждан, использующих
механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к
2018 году должна составлять не менее 70%.
В Минкомсвязи не согласны с обвинениями депутатов.
— Основная цель электронного правительства сформулирована в указе
президента (№ 601 от 13 мая 2013 года) как достижение показателя в 70% граждан,
пользующихся механизмом предоставления госуслуг в электронном виде. Не все
госуслуги одинаково востребованы. На 35 приоритетных услуг приходится более 80%
обращений граждан. Для достижения целевого показателя указа президента прежде
всего необходимо обеспечить качественную реализацию наиболее востребованных услуг.
По итогам 2013 года этот показатель выполнен. Он достиг 30,8% при плановом
значении в 30%, — заявили «Известиям» в министерстве. — А показатель, на
который ссылаются депутаты, не отражает поставленной президентом цели, потому
что среди государственных услуг есть такие, которыми на сегодняшний день
граждане пользуются редко.
Статистика также говорит о росте популярности госуслуг среди
населения.
Сейчас на портале госуслуг зарегистрированы уже 13 млн человек
(это на 86% больше чем в 2013 году). В этом году через портал было подано 17
млн заявлений (на 30% боьше чем в 2013-ом), а доля граждан, пользующихся
электронными способами получения госуслуг выросла на 36%. В 2014-ом году сумма
платежей граждан составила 1,2 млрд рублей (+109% по сравнению с 2013 годом).
Эксперты уверены, что виновато не только одно министерство.
— Действительно, «электронное правительство» работает не так, как
хотелось бы и как планировалось изначально, — говорит замдиректора Центра
IТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Евгения Сербина. — Понятно, что хочется
найти виноватых. Однако ответственность за это несут абсолютно все федеральные
ведомства. Потому что каждое ведомство предоставляет свои услуги, которые
должны переводиться в электронный вид, в этом смысле это процесс, в который
должны быть включены все ведомства и органы исполнительной власти субъектов.
Это процесс, который требует сложной координации и скоординированных действий.
Искать виноватых не представляется возможным. Одного виноватого тут просто нет.
— К сожалению, за плохие результаты чиновников у нас не судят, —
соглашается главный юрист экспертного центра Taxadmin.ru Артемий Николаев. —
Подсудно будет только нецелевое расходование средств, а привлечь за то, что
средства были потрачены в соответствии с законом, но безрезультатно, — у нас
статьи нет.
В других ведомствах также поддерживают Минсвязи.
— Саботажа со стороны Минсвязи нет, хотя работать можно и чуть
активнее, — рассказал «Известиям» высокопоставленный чиновник
Минэкономразвития. — Просто в самом начале были приняты такие планы, что через
2 года мы вдруг станем электронными, не разбираясь, что для этого надо сделать,
что необходимы регламенты, длительная кропотливая работа по налаживанию
информационного обмена между различными ведомствами. Кроме того, менялось
законодательство, концепции, в Минкомсвязи полностью обновилась команда. Сейчас
они тщательно работают по каждому блоку «электронного правительства» — это
более долгая работа, но она даст результат.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/579915#ixzz3KchMbJs8
No comments:
Post a Comment