Страницы

Saturday, November 29, 2014

Оборонная безопасность
Залив Камрань с советским военным флотом. Плакат 1985 года.//https://ru.wikipedia.org/wiki/Камрань_(база)
История
Во время Вьетнамской войны Камрань находилась на территории Южного Вьетнама и была крупной тыловой базой США. Американскими инженерами были построены аэродром и современный порт. На аэродроме базировались 12-е тактическое истребительное крыло и 483-е тактическое транспортное крыло ВВС США; вопреки некоторым утверждениям[1], стратегические бомбардировщики B-52 никогда здесь не базировались.[2] В 1972 году США передали все военные объекты в Камраниюжновьетнамской армии3 апреля 1975 года город был взят северовьетнамской армией в ходе Весеннего наступления.
2 мая 1979 года, через два месяца после окончания китайско-вьетнамской войныСССР и Вьетнам подписали соглашение об использовании порта Камрани как пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) советского Военно-морского флотасроком на 25 лет. В дальнейшем здесь была создана крупнейшая советская военная база за рубежом общей площадью 100 км². Вся инфраструктура была модернизирована. На аэродроме постоянно базировался 169-й гвардейский отдельный смешанный авиационный полк трёхэскадрильного состава авиации ТОФ, включавший противокорабельные ракетоносцы Ту-16К, морские разведчики-целеуказатели Ту-95РЦ, противолодочные самолёты Ту-142, истребители МиГ-23МЛ, а также вертолётный на отрядМи-14-х.
По договору на базе одновременно могли находиться 8-10 советских надводных кораблей, 4-8 подводных лодок с плавбазой и до шести других судов. Кроме того, разрешалось одновременное пребывание на аэродроме 14-16 самолётов-ракетоносцев, 6-9 разведывательных и 2-3 транспортных. По согласованию между Министерством обороны СССР и Министерством национальной обороны СРВ количество кораблей и самолётов могло увеличиться.
На ПМТО в Камрани возлагался ряд задач: обеспечение кораблей и судов во время стоянки электроэнергией, водой, ГСМ, продовольствием; поддержание установленных запасов МТС, их выдача и доставка на проходившие корабли и суда советского ВМФ; осуществление транзитной связи между судами и кораблями из зоны Тихого и Индийского океанов с командными пунктами Тихоокеанского флота и ВМФ; использование аэродрома для базирования противолодочной и разведывательной авиации; развитие и поддержание советско-вьетнамского содружества.
С началом базирования 17-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота Камрань получила статус военно-морской базы.
Согласно советско-вьетнамскому договору, аренда базы была безвозмездной. С 1991 года вьетнамская сторона неофициально предлагала СССР, а затем и России оплачивать аренду. В 2001 году руководство России приняло решение не продлевать договор с Вьетнамом и досрочно эвакуировать базу. Министр иностранных дел России Иванов, Игорь Сергеевич отмечал в 2002 году, что «на протяжении 10 лет наш военно-морской флот не выходил в Индийский океан и не пользовался услугами военно-морской базы»[3]. База была закрыта следом за закрытием военной базы в Лурдесе (Куба). Последние российские военнослужащие покинули Камрань в мае2002 года...

«База в Камрани скоро обретет вторую жизнь»
Есть надежда, что база краснознаменного Тихоокеанского флота в Камрани скоро обретет вторую жизнь
  
28 ноября 2014, 13:48
Фото: Vna/Xinhua/ZUMA/EPA/ТАСС
Текст: Мария Трубина,
Артур Приймак,
Марина Балтачева
  •
Российские военные корабли получат возможность в упрощенном порядке заходить в стратегически важный вьетнамский порт Камрань. Эксперты отмечают: возвращение нашего ВМФ на базу, бывшую российской до 2001 года, вкупе с переговорами Вьетнама со странами Таможенного союза говорит о возврате позиций в АТР. Это можно назвать асимметричным ответом на холодный прием в австралийском Брисбене.

Россия и Вьетнам подписали межправительственное соглашение об упрощенном порядке захода российских боевых кораблей и судов во вьетнамский порт Камрань, сообщил ТАСС источник в Минобороны России.

«Соглашение подписано в Сочи 25 ноября в ходе визита в Россию генерального секретаря ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга, – отметил собеседник агентства. – Оно устанавливает так называемый согласительный порядок захода российских кораблей и судов в Камрань, когда для этого требуется лишь уведомление портовых властей подошедшим к территориальным водам Вьетнама кораблем или судном после несения им службы в Мировом океане. В ответ на это уведомление автоматически дается разрешение на заход».

По его словам, после подписания соглашения российские корабли, в том числе подводные лодки, могут заходить в порт Камрань бесплатно, однако другие услуги принимающей стороны останутся платными. «За все остальное – время нахождения кораблей в порту, заправку их топливом, водой, снабжение продовольствием, подачу электроэнергии, выполнение, в случае необходимости, регламентных и ремонтных работ, выезд экипажа на экскурсию в город на автобусах и другое – придется платить», – уточнил источник.

Вьетнам стал второй страной, с которой у России есть подобная договоренность, подчеркнул источник. До этого подобное соглашение было заключено с Сирией, отметил собеседник, добавив, что с Сирией у России есть и другое соглашение – относительно пункта материально-технического обеспечения российского ВМФ, функционирующего в том же Тартусе. «Такого соглашения у России с Вьетнамом пока нет. Подписание этого документа должно стать предметом дальнейших переговоров двух стран о сотрудничестве в области мореплавания», – уточнил источник.

«Защита в дальней океанской зоне»

«Со времен нашей поддержки борьбы Вьетнама с американской оккупацией отношения между нашими странами всегда были предельно дружественны. К сожалению, за последние два десятилетия эти корни российской стороной были подрублены, но здравый смысл у российской элиты восторжествовал, государственные интересы возобладали, и сейчас идет процесс интенсивного сближения с Вьетнамом», – заявил газете ВЗГЛЯД член комитета Госдумы по обороне Вячеслав Тетекин.

Камрань в течение длительного времени была одной из российских военно-морских баз, и то, что России «пришлось уйти», по мнению депутата, – ущерб нашим военно-стратегическим интересам. «После десятилетий разрухи Россия начала вкладывать в модернизацию вооруженных сил огромные средства, это касается и военно-морского флота, который сейчас отходит от концепции ближнего боя и постепенно возвращается к океанскому флоту, – подчеркивает парламентарий. – Сейчас защищать интересы России нужно не только в прибрежной, но и в дальней океанской зоне, для этого, соответственно, нужны дальние базы». «За исключением Тихого океана Россия таких уникальных возможностей для выхода в океан не имеет (в отличие от Соединенных Штатов), поэтому для нас крайне важно иметь базы и опорные пункты в тех местах, где будут действовать соединения наших кораблей», – отмечает депутат.

Камрань очень удобная бухта, оборудованная должным образом, поясняет Тетекин. «Многое придется восстанавливать и ремонтировать, но традиции, опыт и знания этой базы у ВМФ есть», – отмечает депутат.

Попытки выдавить наш флот и вооруженные силы из геостратегических точек мира – это естественный процесс, между великими и малыми державами идет постоянная борьба за влияние в том или ином регионе, это нормально. «Мы возвращаемся в Мировой океан с высоко поднятым флагом», – подчеркивает собеседник.

Наш ответ Брисбену

«Судя по всему, некогда славная база Краснознаменного Тихоокеанского флота СССР в Камрани скоро обретет вторую жизнь. То, что мы в 2001 году решили навсегда оставить Камрань, – это непростительное безобразие», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД руководитель Центра военного прогнозирования, член экспертного совета Военно-промышленной комиссии при правительстве, полковник в отставке Анатолий Цыганок.
«Обратите внимание еще на один момент: Вьетнам заключает соглашение о зоне свободной торговли с Таможенным союзом, – говорит военный эксперт. – В связи с этим возрастет степень нашего военного сотрудничества с этой уникальной страной, там появится наше сильное военное присутствие».

Как говорит директор Центра военного анализа, необходимость укрепления сотрудничества с Вьетнамом, некогда братской России страной, растет параллельно росту степени отчужденности между Россией и Западом. «Прошедший саммит в Брисбене показал, что Запад не только не находит с нами общий язык, но и не желает его находить, – говорит Цыганок. – Но саммит в Брисбене также показал, что у нас неплохие отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона». Последний фактор, по мнению собеседника газеты, указывает на то, что шансы ВМФ России вернуться в Камрань и в акваторию Тихого океана высоки, и эти шансы надо использовать.

Пентагон ищет возможность для реванша

В беседе с газетой Цыганок также вспомнил, как два года назад Камрань посетили представители Пентагона во главе с тогдашним начальником военного ведомства США Леоном Панеттой. Представители министерства обороны США изучали возможность заключения договора аренды былых советских военно-технических объектов Камрани, с перспективой адаптации их под военные нужды США.

Идея Пентагона со стратегической точки зрения являет собой не только эффективное наращивание военного присутствия США в Тихом океане, но еще и символ блистательного реванша США за поражение во Вьетнамской войне.

Напомним, в годы войны во Вьетнаме 1957–1975 годов в Камрани находилась крупная военно-морская база США. В 1975 году армия социалистического Вьетнама отбила Камрань, а после окончания войны Ханой передал все камранские объекты в безвозмездное пользование Советскому Союзу.

Если американцам удастся вернуться в Камрань, то это станет символом блистательного реванша США за поражение во Вьетнамской войне. Благо, как подчеркивали два года назад американские СМИ, Панетте удалось достичь успехов в переговорах с руководством Вьетнама. Однако директор Центра военного анализа считает, что американские военные аналитики неправильно оценили присущую вьетнамцам вежливость. «Историческая память у вьетнамцев сильнее любых политических расчетов, – говорит Цыганок. – Память о том, что американцы сделали во Вьетнаме, не позволит Вьетнаму снова пустить американского солдата на свою землю».

«Россия обладает здесь приоритетом»

Как напомнил ТАСС источник в Минобороны, Россия уже несколько лет ведет переговоры для заключения соглашений об упрощенном порядке захода своих кораблей и судов в порты ряда других стран, в частности Кубы, Венесуэлы, Никарагуа и Египта. «Переговоры идут успешно, достижения договоренностей можно ждать в ближайшее время», – констатировал собеседник.

Вместе с тем, отметил он, такие же переговоры с африканским государством Джибути (занимающим стратегическое положение на выходе из Красного моря в Индийский океан) «сначала велись конструктивно, но потом застопорились». Напомним, в марте командующий армией Никарагуа назвал домыслами планы о создании в стране российской военной базы. Министр иностранных дел Венесуэлы Элиас Хауа также заявлял, что его страна не сможет разместить военные базы России.

Однако в том, что касается Вьетнама, подвижки есть – еще в июне посол Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) в России Фам Суан Шон отметил, что «военное сотрудничество с Россией является очень важным». «База Камрань сейчас разделена на две части: одна исключительно гражданская, вторая – военная. Корабли других стран при соблюдении необходимых договоренностей могут заходить на ее территорию, однако мы можем откровенно заявить, что Россия обладает здесь приоритетом», – подчеркнул он.
Ранее газета ВЗГЛЯД отмечала, что бухта Камрань военно-морской базой была более 100 лет. С обеих сторон ее обхватывают два полуострова, образуя удобные внутренний и внешний рейды. Гавань хорошо укрыта как от ветра и волн, так и от любопытных взглядов. У внешнего рейда есть также острова, на которых удобно размещать ракетно-артиллерийские батареи для защиты.

В 1979 году СРВ отдала Камрань и ее сооружения СССР на 25 лет в безвозмездную аренду. Советские военные перестроили и расширили базу, и официально называвшаяся скромным пунктом материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ, она представляла собой достаточно мощный военный порт с ремонтными сооружениями, способный принять несколько десятков кораблей одновременно, в том числе классом до авианосца, и военный аэродром, прикрытый частями ПВО.

«Новая русская страница»

На протяжении 23 лет на полуострове располагался пункт тылового обеспечения (ПТО) Тихоокеанского флота России, являвшийся крупнейшей базой российского ВМФ за рубежом. В 90-е годы деньги кончились, флот начали активно продавать «на иголки» ушлые политиканы и адмиралы, походы в океан почти прекратились. Камрань начала потихоньку умирать как военный объект. Причем платить, по новым условиям, за нее надо было совершенно неподъемную для тогдашней России сумму – полмиллиарда долларов в год. В начале «путинской эры» ПМТО Камрань был закрыт, в мае 2002 года Россия официально вернула этот объект Вьетнаму. Теперь откроется новая «русская страница» в истории этой бухты.

При этом Россия и Китай сейчас практически являются союзниками – лучшего «постояльца» для Вьетнама и не найти. России же, конечно, выгодно получить доступ к прекрасному порту, тем более что сейчас наш флот регулярно ходит в дальние походы, корабли Тихоокеанского флота постоянно проходят мимо Камрани на пути на боевую службу в Индийский океан, на антипиратские операции у берегов Сомали или в состав Средиземноморской эскадры ВМФ.

Напомним, в феврале министр обороны Сергей Шойгу заявил, что Россия планирует расширение сети военных баз за рубежом. Среди стран, переговоры с которыми близки к завершению, он назвал Вьетнам, Кубу, Сейшельские острова, Никарагуа, Венесуэлу и Сингапур. По словам министра, крайне важно, чтобы у кораблей ВМФ России «была возможность обслуживаться и базироваться в разных участках и территориях, были возможности для упрощенного захода».

Кроме того, продолжил глава военного ведомства, на экваторе и в других регионах мира необходимо обеспечить дозаправку самолетов дальней авиации РФ. «Вы знаете о том, что мы активно летаем, а для того чтобы летать еще более активно, нам нужно иметь базы для дозаправки в воздухе», – отметил министр. Шойгу пояснил, что на этих базах разместятся самолеты-заправщики Ил-78, при подходе самолетов дальней авиации они будут подниматься в воздух и осуществлять дозаправку.



No comments:

Post a Comment