Оборонная
безопасность
Залив Камрань с советским военным флотом. Плакат 1985 года.//https://ru.wikipedia.org/wiki/Камрань_(база)
История
Во время Вьетнамской войны Камрань находилась на территории Южного Вьетнама и была крупной тыловой базой США. Американскими инженерами были построены аэродром и современный порт. На аэродроме базировались 12-е тактическое истребительное крыло и 483-е тактическое транспортное крыло ВВС США; вопреки некоторым утверждениям[1], стратегические бомбардировщики B-52 никогда здесь не базировались.[2] В 1972 году США передали все военные объекты в Камраниюжновьетнамской армии. 3 апреля 1975 года город был взят северовьетнамской армией в ходе Весеннего наступления.
2 мая 1979 года, через два месяца после окончания китайско-вьетнамской войны, СССР и Вьетнам подписали соглашение об использовании порта Камрани как пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) советского Военно-морского флотасроком на 25 лет. В дальнейшем здесь была создана крупнейшая советская военная база за рубежом общей площадью 100 км². Вся инфраструктура была модернизирована. На аэродроме постоянно базировался 169-й гвардейский отдельный смешанный авиационный полк трёхэскадрильного состава авиации ТОФ, включавший противокорабельные ракетоносцы Ту-16К, морские разведчики-целеуказатели Ту-95РЦ, противолодочные самолёты Ту-142, истребители МиГ-23МЛ, а также вертолётный на отрядМи-14-х.
По договору на базе одновременно могли находиться 8-10 советских надводных кораблей, 4-8 подводных лодок с плавбазой и до шести других судов. Кроме того, разрешалось одновременное пребывание на аэродроме 14-16 самолётов-ракетоносцев, 6-9 разведывательных и 2-3 транспортных. По согласованию между Министерством обороны СССР и Министерством национальной обороны СРВ количество кораблей и самолётов могло увеличиться.
На ПМТО в Камрани возлагался ряд задач: обеспечение кораблей и судов во время стоянки электроэнергией, водой, ГСМ, продовольствием; поддержание установленных запасов МТС, их выдача и доставка на проходившие корабли и суда советского ВМФ; осуществление транзитной связи между судами и кораблями из зоны Тихого и Индийского океанов с командными пунктами Тихоокеанского флота и ВМФ; использование аэродрома для базирования противолодочной и разведывательной авиации; развитие и поддержание советско-вьетнамского содружества.
С началом базирования 17-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота Камрань получила статус военно-морской базы.
Согласно советско-вьетнамскому договору, аренда базы была безвозмездной. С 1991 года вьетнамская сторона неофициально предлагала СССР, а затем и России оплачивать аренду. В 2001 году руководство России приняло решение не продлевать договор с Вьетнамом и досрочно эвакуировать базу. Министр иностранных дел России Иванов, Игорь Сергеевич отмечал в 2002 году, что «на протяжении 10 лет наш военно-морской флот не выходил в Индийский океан и не пользовался услугами военно-морской базы»[3]. База была закрыта следом за закрытием военной базы в Лурдесе (Куба). Последние российские военнослужащие покинули Камрань в мае2002 года...
«База
в Камрани скоро обретет вторую жизнь»
|
|
28
ноября 2014, 13:48
Фото: Vna/Xinhua/ZUMA/EPA/ТАСС Текст: Мария Трубина, Артур Приймак, Марина Балтачева
•
|
Российские военные корабли получат возможность в упрощенном
порядке заходить в стратегически важный вьетнамский порт Камрань. Эксперты
отмечают: возвращение нашего ВМФ на базу, бывшую российской до 2001 года, вкупе
с переговорами Вьетнама со странами Таможенного союза говорит о возврате позиций
в АТР. Это можно назвать асимметричным ответом на холодный прием в
австралийском Брисбене.
Россия
и Вьетнам подписали межправительственное соглашение об упрощенном порядке
захода российских боевых кораблей и судов во вьетнамский порт Камрань,
сообщил ТАСС источник в Минобороны России.
«Соглашение подписано в
Сочи 25 ноября в ходе визита в Россию генерального секретаря ЦК Компартии
Вьетнама Нгуен Фу Чонга, – отметил собеседник агентства. – Оно устанавливает
так называемый согласительный порядок захода российских кораблей и судов в Камрань,
когда для этого требуется лишь уведомление портовых властей подошедшим к
территориальным водам Вьетнама кораблем или судном после несения им службы в
Мировом океане. В ответ на это уведомление автоматически дается разрешение на
заход».
По
его словам, после подписания соглашения российские корабли, в том числе
подводные лодки, могут заходить в порт Камрань бесплатно, однако другие услуги
принимающей стороны останутся платными. «За все остальное – время нахождения
кораблей в порту, заправку их топливом, водой, снабжение продовольствием,
подачу электроэнергии, выполнение, в случае необходимости, регламентных и
ремонтных работ, выезд экипажа на экскурсию в город на автобусах и другое –
придется платить», – уточнил источник.
Вьетнам
стал второй страной, с которой у России есть подобная договоренность,
подчеркнул источник. До этого подобное соглашение было заключено с Сирией,
отметил собеседник, добавив, что с Сирией у России есть и другое
соглашение – относительно пункта материально-технического обеспечения российского
ВМФ, функционирующего в том же Тартусе. «Такого соглашения у России с Вьетнамом
пока нет. Подписание этого документа должно стать предметом дальнейших
переговоров двух стран о сотрудничестве в области мореплавания», – уточнил
источник.
«Защита в дальней океанской зоне»
«Со
времен нашей поддержки борьбы Вьетнама с американской оккупацией отношения
между нашими странами всегда были предельно дружественны. К сожалению, за
последние два десятилетия эти корни российской стороной были подрублены, но
здравый смысл у российской элиты восторжествовал, государственные интересы
возобладали, и сейчас идет процесс интенсивного сближения с Вьетнамом», –
заявил газете ВЗГЛЯД член комитета Госдумы по обороне Вячеслав Тетекин.
Камрань
в течение длительного времени была одной из российских военно-морских баз, и
то, что России «пришлось уйти», по мнению депутата, – ущерб нашим
военно-стратегическим интересам. «После десятилетий разрухи Россия начала
вкладывать в модернизацию вооруженных сил огромные средства, это касается и
военно-морского флота, который сейчас отходит от концепции ближнего боя и
постепенно возвращается к океанскому флоту, – подчеркивает парламентарий. –
Сейчас защищать интересы России нужно не только в прибрежной, но и в дальней
океанской зоне, для этого, соответственно, нужны дальние базы». «За исключением
Тихого океана Россия таких уникальных возможностей для выхода в океан не имеет
(в отличие от Соединенных Штатов), поэтому для нас крайне важно иметь базы и
опорные пункты в тех местах, где будут действовать соединения наших кораблей»,
– отмечает депутат.
Камрань
очень удобная бухта, оборудованная должным образом, поясняет Тетекин. «Многое
придется восстанавливать и ремонтировать, но традиции, опыт и знания этой базы
у ВМФ есть», – отмечает депутат.
Попытки
выдавить наш флот и вооруженные силы из геостратегических точек мира – это
естественный процесс, между великими и малыми державами идет постоянная борьба
за влияние в том или ином регионе, это нормально. «Мы возвращаемся в Мировой
океан с высоко поднятым флагом», – подчеркивает собеседник.
Наш ответ Брисбену
«Судя
по всему, некогда славная база Краснознаменного Тихоокеанского флота СССР в
Камрани скоро обретет вторую жизнь. То, что мы в 2001 году решили навсегда
оставить Камрань, – это непростительное безобразие», – отметил в беседе с
газетой ВЗГЛЯД руководитель Центра военного прогнозирования, член экспертного
совета Военно-промышленной комиссии при правительстве, полковник в отставке
Анатолий Цыганок.
«Обратите
внимание еще на один момент: Вьетнам заключает соглашение о зоне свободной
торговли с Таможенным союзом, – говорит военный эксперт. – В связи с этим
возрастет степень нашего военного сотрудничества с этой уникальной страной, там
появится наше сильное военное присутствие».
Как
говорит директор Центра военного анализа, необходимость укрепления
сотрудничества с Вьетнамом, некогда братской России страной, растет параллельно
росту степени отчужденности между Россией и Западом. «Прошедший саммит в
Брисбене показал, что Запад не только не находит с нами общий язык, но и не
желает его находить, – говорит Цыганок. – Но саммит в Брисбене также показал,
что у нас неплохие отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона». Последний
фактор, по мнению собеседника газеты, указывает на то, что шансы ВМФ России
вернуться в Камрань и в акваторию Тихого океана высоки, и эти шансы надо
использовать.
Пентагон ищет возможность для реванша
В
беседе с газетой Цыганок также вспомнил, как два года назад Камрань посетили
представители Пентагона во главе с тогдашним начальником военного ведомства США
Леоном Панеттой. Представители министерства обороны США изучали возможность
заключения договора аренды былых советских военно-технических объектов Камрани,
с перспективой адаптации их под военные нужды США.
Идея
Пентагона со стратегической точки зрения являет собой не только эффективное
наращивание военного присутствия США в Тихом океане, но еще и символ
блистательного реванша США за поражение во Вьетнамской войне.
Напомним,
в годы войны во Вьетнаме 1957–1975 годов в Камрани находилась крупная
военно-морская база США. В 1975 году армия социалистического Вьетнама отбила
Камрань, а после окончания войны Ханой передал все камранские объекты в безвозмездное
пользование Советскому Союзу.
Если
американцам удастся вернуться в Камрань, то это станет символом блистательного
реванша США за поражение во Вьетнамской войне. Благо, как подчеркивали два года
назад американские СМИ, Панетте удалось достичь успехов в переговорах с
руководством Вьетнама. Однако директор Центра военного анализа считает, что
американские военные аналитики неправильно оценили присущую вьетнамцам
вежливость. «Историческая память у вьетнамцев сильнее любых политических
расчетов, – говорит Цыганок. – Память о том, что американцы сделали во
Вьетнаме, не позволит Вьетнаму снова пустить американского солдата на свою
землю».
«Россия обладает здесь приоритетом»
Как
напомнил ТАСС источник в Минобороны, Россия уже несколько лет ведет переговоры
для заключения соглашений об упрощенном порядке захода своих кораблей и судов в
порты ряда других стран, в частности Кубы, Венесуэлы, Никарагуа и Египта.
«Переговоры идут успешно, достижения договоренностей можно ждать в ближайшее
время», – констатировал собеседник.
Вместе
с тем, отметил он, такие же переговоры с африканским государством
Джибути (занимающим стратегическое положение на выходе из Красного моря в
Индийский океан) «сначала велись конструктивно, но потом застопорились».
Напомним, в марте командующий армией Никарагуа назвал домыслами планы о создании в
стране российской военной базы. Министр иностранных дел Венесуэлы Элиас Хауа
также заявлял, что его страна не сможет разместить военные базы России.
Однако
в том, что касается Вьетнама, подвижки есть – еще в июне посол Социалистической
Республики Вьетнам (СРВ) в России Фам Суан Шон отметил, что «военное
сотрудничество с Россией является очень важным». «База Камрань сейчас разделена
на две части: одна исключительно гражданская, вторая – военная. Корабли других
стран при соблюдении необходимых договоренностей могут заходить на ее
территорию, однако мы можем откровенно заявить, что Россия обладает здесь приоритетом», – подчеркнул
он.
Ранее
газета ВЗГЛЯД отмечала, что бухта Камрань военно-морской базой была более 100 лет. С обеих сторон ее
обхватывают два полуострова, образуя удобные внутренний и внешний рейды. Гавань
хорошо укрыта как от ветра и волн, так и от любопытных взглядов. У внешнего
рейда есть также острова, на которых удобно размещать ракетно-артиллерийские
батареи для защиты.
В
1979 году СРВ отдала Камрань и ее сооружения СССР на 25 лет в
безвозмездную аренду. Советские военные перестроили и расширили базу, и
официально называвшаяся скромным пунктом материально-технического обеспечения
(ПМТО) ВМФ, она представляла собой достаточно мощный военный порт с ремонтными
сооружениями, способный принять несколько десятков кораблей одновременно, в том
числе классом до авианосца, и военный аэродром, прикрытый частями ПВО.
«Новая русская страница»
На
протяжении 23 лет на полуострове располагался пункт тылового обеспечения (ПТО)
Тихоокеанского флота России, являвшийся крупнейшей базой российского ВМФ за
рубежом. В 90-е годы деньги кончились, флот начали активно продавать «на
иголки» ушлые политиканы и адмиралы, походы в океан почти прекратились. Камрань
начала потихоньку умирать как военный объект. Причем платить, по новым
условиям, за нее надо было совершенно неподъемную для тогдашней России сумму –
полмиллиарда долларов в год. В начале «путинской эры» ПМТО Камрань был закрыт,
в мае 2002 года Россия официально вернула этот объект Вьетнаму. Теперь
откроется новая «русская страница» в истории этой бухты.
При этом Россия и Китай
сейчас практически являются союзниками – лучшего «постояльца» для Вьетнама и не
найти. России же, конечно, выгодно получить доступ к прекрасному порту, тем
более что сейчас наш флот регулярно ходит в дальние походы, корабли
Тихоокеанского флота постоянно проходят мимо Камрани на пути на боевую службу в
Индийский океан, на антипиратские операции у берегов Сомали или в состав
Средиземноморской эскадры ВМФ.
Напомним,
в феврале министр обороны Сергей Шойгу заявил, что Россия планирует расширение сети
военных баз за рубежом. Среди стран, переговоры с которыми близки к завершению,
он назвал Вьетнам, Кубу, Сейшельские острова, Никарагуа, Венесуэлу и Сингапур.
По словам министра, крайне важно, чтобы у кораблей ВМФ России «была возможность
обслуживаться и базироваться в разных участках и территориях, были возможности
для упрощенного захода».
Кроме
того, продолжил глава военного ведомства, на экваторе и в других регионах мира
необходимо обеспечить дозаправку самолетов дальней авиации РФ. «Вы знаете о том,
что мы активно летаем, а для того чтобы летать еще более активно, нам нужно
иметь базы для дозаправки в воздухе», – отметил министр. Шойгу пояснил, что на
этих базах разместятся самолеты-заправщики Ил-78, при подходе самолетов дальней
авиации они будут подниматься в воздух и осуществлять дозаправку.
No comments:
Post a Comment