Страницы

Friday, November 21, 2014

Информационная безопасность


21 ноября 2014

Тайна превращения 8,4% в 84%

Россия 24. Новости
Россия 24. Новости
"TNS зафиксировала исторический рекорд интереса к теленовостям" - сообщил РБК. Насчет исторического рекорда сказать сложно – бывали периоды и покруче, но локальное историческое что-то, вероятно, налицо. Зато при рассмотрении цифр обнаруживается самая настоящая тайна.
Вводка у РБК пафосная (ну, раз уж рекорд): "События на Украине не оставляют равнодушными даже детей и подростков, свидетельствуют измерения TNS Russia. Интерес к теленовостям во всех возрастных группах с февраля вырос в среднем на треть. Благодаря этому государственный информационный канал «Россия 24» увеличил почти в три раза свою аудиторию и, как уверяют в ВГТРК, в полтора раза – рекламную выручку". 
Ксения Ачкасова
Собственно, пафос задала уже и директор по телевизионным измерениям компании TNS Russia Ксения Ачкасова. На конференции в четверг 20 ноября: "Главным событием этого года для отечественного ТВ стал резкий рост интереса к информационным программам".
А РБК тут и еще добавил пафоса, подключив к этому известию "Леваду-Центр" в виде отчета «Российский медиаландшафт: телевидение, пресса, интернет» (произведенного в прошлом июне). Тоже дело: "Телевидение остается основным источником информации о событиях в стране и мире для большинства россиян, следует из выпущенного В июне 2009 года 94% респондентов заявляли, что узнают новости чаще всего из телевизора, в марте 2014-го – 90%. При этом 51% россиян, согласно опросам Левада-Центра, получают новости только из одного источника информации. Из них 85% – только из телевизора".
Теперь уже будет нынешний опрос. Для поддержания и развития пафоса сначала отрежем конкретные проценты аудитории. Сначала пусть будет в таком виде: "Возросший интерес к теленовостям зафиксирован во всех возрастных группах, следует из данных TNS". В сентябре 2013–январе 2014 года средняя доля информационных программ на восьми каналах среди зрителей 4–17 лет выросла на 26%. У молодежи (18–34-летних) этот рост больше – 38%. Также изменился интерес к новостям и у тех, кому от 35 до 54 лет. В целом средняя доля новостей среди всех зрителей старше 4 лет увеличилась на 33%.
Вообще, круто: дети от 14 до 17 лет (однородная возрастная группа, конечно) увеличили свой интерес к новостям на четверть... Круто. А вот и главный выгодоприобретатель: "От возросшего интереса к новостям больше всех выиграл государственный информационный канал «Россия 24», следует из данных TNS. В январе–ноябре среднесуточная доля «России 24» среди всех зрителей старше 4 лет выросла почти в три раза... Это позволило каналу впервые попасть в топ-10 эфирных вещателей, заняв сразу восьмое место".
Теперь будет то же самое, но уже с конкретными процентами. Но не резко, а в виде графика и сначала по косвенной теме, о главной роли телевидения как источника новостей. Да, в этот раз никто не акцентировал внимание на том, что телевидение-то падает, а вот у интернета рост почти в три раза... Но, понятно, интернет же тут был темой.
А теперь уточнение того, что было выше – уже с цифрами. Чтобы оценить масштаб новостного охвата и его влияния на аудиторию. Выделим цифры жирным: "В январе–ноябре среднесуточная доля «России 24» среди всех зрителей старше 4 лет выросла почти в три раза до 3,3% против 1,2% годом ранее". 
О возрастных группах: "Возросший интерес к теленовостям зафиксирован во всех возрастных группах. "В сентябре 2013–январе 2014 года средняя доля информационных программ на восьми каналах среди зрителей 4–17 лет равнялась 2,2%, в феврале–ноябре – уже 2,8%. В относительном выражении прирост составил 26%. У молодежи (18–34-летних) этот рост больше – 38%. Также изменился интерес к новостям и у тех, кому от 35 до 54 лет".
Ну и главные цифры: "В сентябре 2013 года–январе 2014-го средняя доля всех выпусков новостей и информационно-аналитических программ на восьми федеральных каналах («Первый», «Россия 1», НТВ, РЕН ТВ, «Пятый», «ТВ Центр», «Звезда» и «Россия 24») равнялась 5,8–5,9% среди всех зрителей старше 4 лет. Иными словами, в те месяцы новости смотрели в среднем 5,8–5,9% всех россиян, находившихся у телевизора". Наверное, это много — то есть, вот что считается "много" по этому поводу.
Тут в отчете РБК происходит лирический момент: "В минувшем феврале, когда в Сочи проходили зимние Олимпийские игры, а на Украине был свергнут президент Виктор Янукович, этот показатель вырос уже до 6,5%. В марте, когда Россия присоединила Крым, доля новостей была уже 8,3%. Чуть больший показатель – 8,4% – был зафиксирован в мае, июле и августе". И вот почему: "В мае, в частности, в Одессе в ходе противостояния сторонников и противников Евромайдана и пожара в Доме профсоюзов погибли, по офциальным данным, около 50 человек, а Донецкая и Луганская народные республики в том месяце провозгласили свою независимость. В июле на Юго-Востоке Украины был сбит боинг «Малазийских авиалиний», а августе ополченцы начали масштабное наступление и вышли к Азовскому морю".  
Вот так все конкретно, да: такие-то события и – рост 3.5%. Все четко. Но вот "В сентябре и октябре интерес к теленовостям снизился, доля информационных программ в среднем равнялась 7,6% и 7% соотвественно, но все равно это на 1,8 и 1,1процентного пункта больше, чем за аналогичный период 2013 года.". Меж тем, ситуация в Украине ровной не стала, так что как-то оно просто поднадоело и как это трактовать?
Пафос сообщения увенчивается так: "в целом средняя доля новостей среди всех зрителей старше 4 лет увеличилась на 33%. Безусловно, это нельзя трактовать никак иначе, только как "резкий рост интереса к информационным программам". При, значит, локальном историческом максимуме в 8,4%. Ну, наверное это и в самом деле много...
Но что же получается? Как быть со всеми этими словами о том, что именно телевидение выстраивает умы граждан, консолидируя их сейчас, как никогда? А плюс к этому еще и слова отчета "Телевидение остается основным источником информации о событиях в стране и мире для большинства россиян". Ага, 8,4% - по максимуму. Столько процентов интересуют новости, хотя бы и в телевидении. Мало того, еще и рейтинг доверия к новостям в ТВ: эти 65% имеют отношение только к 8.4%, а никак не ко всем опрошенным (и не ко всему населению РФ, соответственно).  
Так вот - как теперь быть с версией о роли телевидения как главного пропагандиста и агитатора? Все это касается только этого процента. Да, есть еще всякие боковые программы и так далее, но это уже несколько о другом. Или пропагандируют именно они, а не новости?
Потому что вот же и тайна: каким образом из этих 8,4% могли бы появиться легендарные 84% правильно поддерживающих все? Как происходит таинственное умножение числа граждан, смотрящих новости, на 10, производя в итоги невиданную консолидацию общества?

No comments:

Post a Comment