Страницы

Saturday, November 22, 2014

Социальная безопасность

Дорога домой. Депортированные крымские немцы хотят вернуться на полуостров
  
 14:21 21/11/2014
«АиФ-Крым» узнал у председателя Республиканского общества немцев Крыма «Видергебурт» Юрия Гемпеля, почему депортированные с полуострова в 40-е годы немцы хотят вернуться и что им для этого надо?
В 40-е годы из Крыма было депортировано порядка 62 тысяч немецких семей, включая смешанные браки. Кто-то оказался в Казахстане, кто-то в Киргизии, Молдове, Сибири... Сейчас, по данным переписи 2001 года, на территории республики проживает 2,5 тысячи немцев. Большая часть семей, лишившихся дома 70 лет назад продолжает жить в местах депортации, кто-то вернулся на историческую родину – в Германию.
Но с выходом Указа Владимира Путина о реабилитации крымских народов, депортированных в 40-е годы, у многих немцев появилась надежда на возвращение. Только сделать этого без государственной поддержки большинство семей не может.
Люди двух культур
Екатерина Апонина, «АиФ-Крым»: Юрий Константинович, Вы сказали, что более 1000 немецких семей изъявили желание вернуться на полуостров после указа президента РФ Владимира Путина о реабилитации крымских народов. Среди них не только нынешние жители стран  СНГ, но и около 400 семей из Германии. Как Вы считаете, чем жителей европейской страны, уровень жизни в которой считается  выше российского, привлекает Крым?

Юрий Гемпель: Меня такие слова иногда задевают: ведь не хлебом единым жив человек. Сводить всё на материальные блага неправильно. Хотя я тоже задавался вопросом: а чего вдруг? Может  это не состоявшиеся там, в Германии,  немцы, то есть безработные? Но из общения с этими людьми я пришёл к следующему. Подавляющая часть наших переселенцев на историческую родину  позиционируют себя как российские немцы. Это люди двух культур: немецкой и русской. У российских немцев сильно развито чувство ностальгии. Да, все считают Германию своей исторической родиной, но своя, родная родина – это там, где они родились, выросли, откуда их родители. Для крымских немцев – это Крым. Поэтому они бы и хотели вернуться назад. Кроме того,  значительная часть российских немцев считают русский язык даже более близким, чем немецкий. Мы выросли в Советском союзе. Мы думаем на русском языке. Поэтому немцы в морально-психологическом плане будут чувствовать себя более комфортно здесь, в Крыму, в Российской Федерации.
При этом у всех немцев, желающих переселиться в Крым, есть  пенсии, заработанные в Германии, место работы или свой бизнес. Они по многу лет работали на предприятиях европейского уровня. Я не хочу обидеть крымчан, россиян, но я много раз видел, как работают у нас на предприятиях и как там. Я думаю, что если эти люди сюда приедут, наше общество обогатится не только в культурном плане, но и получит хорошие рабочие руки.
– Что российским немцам нужно для того, чтобы вернуться?
–В обращениях, которые приходят к нам, люди просят оказать содействие, создать предпосылки для возвращения их на постоянное место жительство в Крым. В 40-е годы отсюда было депортировано порядка 62 тысяч немецких семей, включая смешанные браки. По данным переписи 2001 года, на территории республики проживало 2,5 тысячи немцев. Можем ли мы сказать, что репатриация состоялась? Конечно, нет. Значительная часть немцев уже много лет пытается вернуться на родину, но не имеет материальной возможности.
И сегодня у нас пока нет реальных механизмов, которые бы создали условия для их возвращения. На основания указа президента создана федеральная целевая программа по реабилитации депортированных народов, но её расшифровки пока нет. Есть общая сумма, которая выделяется на эту программу – более 10 миллиардов рублей. Как эта сумма будет распределяться, мы пока тоже не знаем. Мы надеемся, что в этой ФЦП будут предусмотрены средства для возвращения и обустройства крымских немцев.

«Историческая справедливость не может быть избирательной для одного народа»
– Как Вы себе представляете обустройство немцев в Крыму?
– Мы предлагаем создать компактный посёлок для немцев на тысячу семей. Потому что сохранить культуру, обычаи и традиции, проживая дисперсно, практически невозможно. Причём мы сегодня даже говорим о посёлке не только для немцев, но и для армян, болгар, греков – мы вполне бы могли ужиться вместе.

Мы, конечно, видим этот посёлок в районе села Кольчугино. Потому что Кольчугино – это старая немецкая колония закрытого типа, которая называлась Кроненталь. Там до сих пор сохранилось два храма – один протестантский лютеранский, другой католический. Это было единственное место в Российской империи, где католики и протестанты жили в мире и согласии. Населённый пункт находится в 20 километрах от города Симферополя и от Николаевки – от моря, что даст возможность переселенцам найти себе рабочие места. Это особенно важно. Потому что мы имели опыт строительства микрорайона для немцев по украинской программе в селе Красногвардейского района: построили маленький микрорайон – 26 домов коттеджного типа. Но отсутствие рабочих мест привело к тому, что многие немцы просто вынуждены были оттуда уехать.
Компактный посёлок должен быть построен за счёт бюджета – вот так мы себя видим в федерально-целевой программе. Выделенные на реабилитацию народов Крыма  почти 11 млрд – это вполне достаточно, чтобы заниматься такими проектами. На мой взгляд, если  историческая справедливость должна восторжествовать, то она должна восторжествовать именно в таком виде. Российские немцы, которые прожили на территории Крыма более 200 лет и были незаконно депортированы, должны получить господдержку при возвращении  на родину. Историческая справедливость не может быть избирательной для одного народа.
– Среди немцев, желающих вернуться в Крым, нет таких, кто готов построиться за свой счёт, не ожидая программы?
– Есть единичные случаи приезда российских немцев из Германии, которые здесь приобрели участки, построились. Например, русский немец прожил порядка 18 лет в Германии. Несколько лет назад от вернулся в Крым, построил в Сакском районе по немецкой технологии "умный дом": у него солнечные батареи, ветроэнергетика, своя скважина. То есть он не просто так приехал.
Летом приезжали люди, которым для переселения необходима помощь. Мы говорили: подождите немножко, давайте мы примем законы, разберёмся с ФЦП, и когда условия будут созданы, мы оповестим вас. Если есть средства, то, понятно, человек может приехать и здесь устроиться. Если нет, то не нужно создавать проблемы себе и крымчанам. Все сразу спрашивают – а когда. По моему мнению, 2015 год уйдёт на решение вопросов землеотвода и создание проектно-сметной документации – это в лучшем случае. А уже в 2016 году мы уже реально можем приступить к строительству.
«Мы переселялись из Германии в Российскую империю»

– В СМИ недавно появлялась информация о том, что Германия перестала оказывать финансовую поддержку немецкому сообществу в Крыму. Получали ли вы раньше какие-то средства?
– Я возглавляю немецкое общество с 1999 года. За всё это время финансовых средств со стороны Германии мы не получали. Все наши культурологические мероприятия проходят на средства из двух источников: бюджет республики Крым и наши собственные личные средства. Не буду скрывать, что некоторые общественные объединения получали финансирование от Германии. Но тут необходимо сказать о масштабах помощи. Например, немецкая сторона через своих посредников оказывала помощь российским немцам в виде продуктовых пакетов к каким-то праздникам. Был ещё проект ­–  вручали очки и слуховые аппараты для слабовидящих и слабослышащих. Но я считаю, что негоже такому государству как Германия размениваться на подобные проекты. Если помощь есть, то она должна быть существенной.

Сейчас, когда мы рассматриваем вопрос о масштабном возвращении российских немцев в Крым, Германия могла бы оказать эту помощь.  Например, могла бы помочь построить в немецком посёлке социальные объекты, или скважины пробурить, создать рабочие места. Такое проект был бы визитной карточкой Германии в этой деятельности. В своё время канцлер Германии Гельмут Коль, сказал, что Германия несёт историческую  ответственность за судьбу российских немцев…
К сожалению, сейчас официальная Германия не признаёт крымский выбор. Но мы то, немцы, здесь живём, мы же никуда не делись. 99% немцев вышли на референдум и проголосовали за присоединение к Крыма к России (это моё субъективное мнение). Почему мы пошли на референдум? Потому что крымские немцы не отделяли себя от крымчан. И мы – российские немцы.
Кстати, по поводу российских. Я  много бывал на мероприятиях украинского уровня и когда, выступая, я говорил «мы, российские немцы» меня часто поправляли – «украинские». Меня это возмущало. Приходилось напоминать, что мы переселились из Германии в Российскую империю, поэтому мы и позиционируем себя как российские немцы.
 – После указа о мерах реабилитации каждый народ Крыма начал «хлопотать» за себя. Но разве для мирного дружеского сосуществования народов полуострова на первом месте не должно стоять то, что «мы – крымчане»?
– Мы позиционируем себя как российские немцы, как крымчане, мы говорим о том, что мы неотъемлемая часть русского мира. В то же время мы не собираемся отказываться от своей национальной идентичности. При этом мы прекрасно понимаем, что меры по реабилитации не должны вызывать антагонизма у крымчан. Законопроекты об этих мерах будут активно обсуждаться. Потому что если крымчане не примут этот закон, то они не примут всех нас. Обычный крымский обыватель должен сказать, что этот законопроект, эти меры нужны. И тогда у нас будет полное взаимопонимание среди здешних народов. Да, мы добиваемся исторической справедливости. Но мы хотим это делать  совместно со всеми крымчанами.
Справка
Немцы, в том числе выходцы из Швейцарии, поселились в Крыму при Екатерине II и занимались, по большей части, сельским хозяйством. По данным первой всероссийской переписи, в 1897 году на полуострове проживало 31590 немцев (5,8% от общего числа населения). В советское время они образовали несколько колхозов, которые славились высокой культурой земледелия и особенно животноводства. А колбасе их производства на местных рынках не было равных. В 1941 и 1944 году из Крыма было депортировано порядка 62 тысяч немецких семей.



No comments:

Post a Comment