НА ВЕРШИНЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПИРАМИДЫ
Олег Плохой: «Люди привыкли ко взяточничеству как к
обыденному явлению»
Олег Плохой, руководитель Управления президента РФ по вопросам противодействия коррупции © / Валерий Христофоров / АиФ
В декабре прошлого года
В. Путин создал Управление президента РФ по
вопросам противодействия коррупции. Первое интервью его руководитель
- один из наименее публичных сотрудников администрации Олег Плохой - дал
«Аргументам и фактам».
Олег
Анатольевич, какие задачи поставлены перед управлением, из чего состоит повседневная
работа? На ваш взгляд, коррупция в России - это что?
Олег Плохой: Тема борьбы с коррупцией
обсуждается в обществе, но есть ощущение, что многие всё равно до конца не
понимают опасности этого зла. Меня поразили результаты одного из недавних
опросов. Половина респондентов посчитали нормальным дачу взятки, треть
опрошенных - получение взятки. Видимо, люди привыкли ко взяточничеству как к
обыденному явлению. Не видят прямой связи коррупции с более серьёзными
угрозами.
От взятки до теракта
Но представьте, что за взятку мимо контроля
на борт самолёта проходит террорист-смертник (в 2004 г. были взорваны два
самолёта). Или ответственное лицо «не замечает» явных неисправностей парохода,
который тонет с десятками пассажиров (как «Булгария» в 2011 г.). Впрочем,
отношение к проблеме меняется и в обществе, и у представителей госвласти. Никто
не заинтересован в замалчивании и в преуменьшении опасности. Сегодня речь идёт
не о разовых антикоррупционных акциях, а о планомерных скоординированных
действиях. В связи с этим логичным было создание нового управления в Администрации
Президента РФ (АП), в задачи которого входит реализация комплексных мер по
противодействию коррупции в рамках национального плана, координация работы
государственных и общественных институтов.
В повседневной работе у нас два основных
направления. Первое - аналитическо-правовая работа, контроль за выполнением
указов президента, законов в сфере противодействия коррупции и т. д. Кроме
того, мы отвечаем за международное сотрудничество в таких организациях, как
ГРЕКО (группа стран против коррупции), ОЭСР (Организация экономического
сотрудничества и развития) и др. Второе - участие в кадровой работе, анализ
сведений о доходах и расходах, имущественном положении должностных лиц высокого
уровня, приём деклараций и проведение антикоррупционных проверок. А также
недопущение госслужащими случаев конфликта интересов, т. е. ситуации, когда
личная заинтересованность может повлиять на добросовестную работу чиновника.
- Публикация деклараций за
2013-й уже началась. По результатам прошлой кампании глава Администрации
Президента РФ Сергей Иванов рассказывал: подано около 1,5 млн деклараций,
проведено 130 тыс. проверок, 300 человек уволены за утрату доверия, около 3
тыс. получили взыскания. Каков «прогноз» сейчас?
- Декларации
высокопоставленных сотрудников АП и членов правительства уже поданы - к 1
апреля - и опубликованы (см. материал «Власть: богатые и бедные» в «АиФ» № 16. - Ред.).
Кстати, из 74 сотрудников АП двое задекларировали и расходы. Это нужно делать,
если затраты, например, на приобретение недвижимости превышают доход семьи за
три года. Я думаю, примерно столько деклараций о расходах мы получим по итогам
этой кампании - около 1% от числа «доходных». Вторая, более многочисленная
категория госслужащих подаёт декларации до 30 апреля, в течение 14 рабочих дней
высокопоставленные должностные лица из этой категории их тоже обязаны
опубликовать.
Первые ощущения - общество начало привыкать, что доходы
госслужащих являются открытой информацией. Чиновники серьёзнее относятся к этой
обязанности, ошибок стало меньше. Однако, думаю, увольнения по утрате доверия
будут и в этом году. Закон достаточно жесток, но справедлив. Проведённые в
прошлом году проверки - это работа, которая была осуществлена на всех уровнях
государственной и муниципальной власти и коснулась лиц, занимающих так называемые
коррупциогенные должности.
- С чего начинается проверка,
как она проходит? Сколько проверок провело ваше управление?
- В управление поступают декларации
должностных лиц, решение о назначении на должность которых принимает президент.
Это около 8 тыс. человек с членами семей. Основанием для проверки могут быть
результаты анализа деклараций, данные правоохранительных органов, информация от
политических партий, Общественной палаты и общероссийских СМИ. Информация
проверяется, мы предварительно беседуем с человеком. К слову, один из
претендентов на высокую должность в МЧС недавно предоставил документы и пояснил
происхождение имущества, которое не соответствовало доходу: он получил
наследство. Однако иногда пояснения бывают и неудовлетворительными. При анализе
деклараций выявляются технические ошибки, факты откровенного головотяпства, а
иногда преднамеренное сокрытие доходов. Это может быть поводом для взыскания
или основанием для полноценной антикоррупционной проверки. Решение о ней, если
речь идёт о высокопоставленных госслужащих, принимает президент или
руководитель администрации. Мы делаем запросы в банковские структуры,
регистрационные органы и т. д.
Силами Администрации Президента РФ проведено
22 антикоррупционные проверки. Наработан интересный опыт. Так, один из
фигурантов - ныне уже бывший заместитель руководителя федерального ведомства.
Анализ его декларации показал: имущественное положение явно не соответствует
официальным доходам за несколько лет. На своих банковских счетах (публикуются
лишь данные о доходе, недвижимости и автотранспортных средствах, но чиновники в
подаваемых декларациях обязаны представлять и информацию о счетах. - Ред.) он
показал нулевые балансы. В ходе проверки мы получили информацию о движении
средств: в течение года чиновник проводил через счета десятки млн рублей, а к
отчётной дате их обнулял. Ещё один чиновник пытался утаить два десятка
банковских счетов с оборотом более 100 млн рублей и умышленно сокрыл долю
супруги в фирме. Офицер высшего начальствующего состава одного из
правоохранительных органов не посчитал нужным декларировать зарегистрированную
на супругу заграничную недвижимость. Видимо, предполагал, что с заграницей
договоры о правовой помощи работают не так эффективно, как нам бы хотелось, и
никто не узнает о её существовании.
Кроме того, антикоррупционные проверки
коснулись нескольких губернаторов. Когда члены семьи главы региона ведут
активную коммерческую деятельность в этом же регионе, выигрывают конкурсы на
очень большие суммы, это не может не вызывать вопросов. Могу предположить, что
установленные в ходе проверки факты учитывались при принятии решений об
отрешении этих губернаторов от занимаемых должностей.
Инфографика: АиФ
Закон жесток?
- Удаётся ли распутывать
сложные схемы, например, с регистрацией имущества на офшорные фирмы?
- Среди материалов, которые сейчас находятся
в работе, есть информация по одному из высокопоставленных чиновников: он по
телефону управляет неким бизнесом за рубежом. Сегодня это достаточно сложно
доказуемо, но мы работаем вместе с компетентными органами, задействованы
структуры Интерпола. Я надеюсь, что в работе нашего управления в этом году
появится новый опыт успешной работы и по таким сложным делам.
- Если за проверку чиновников
«помельче» отвечают кадровые службы самих министерств и ведомств... Ну как
простые кадровики посмеют «поднять руку» на какого-нибудь начальника
департамента своего же министерства?
- Полностью исключить возникновение таких
случаев нельзя. Но результаты проверки рассматривает коллегиальный орган -
комиссия по конфликту интересов, где могут задать вопрос уже самому сотруднику
кадровой службы: почему провёл поверхностный анализ или закрыл глаза на явные
нарушения?
- С точки зрения большинства,
думаю, увольнение за утрату доверия жестоким не выглядит. Наоборот: «Ну извини,
мил-человек, больше воровать не дадим, но можешь теперь спокойно пользоваться
тем, что удалось наворовать раньше».
- С прошлого года у прокуратуры есть право
обратиться в суд и взыскать с чиновника в доход государства имущество,
происхождение которого он не может объяснить. Кстати, это, по сути, реализация
(пока не ратифицированной Россией. - Ред.) 20-й статьи (о борьбе с незаконным
обогащением) антикоррупционной конвенции ООН.
С момента действия закона масштабной судебной
практики ещё не сформировано. Однако прокуратура соответствующие материалы
активно нарабатывает. Результатом проверочной работы может быть административная
точка в карьере чиновника, наши материалы могут стать и базой для уголовных
дел. Например, по результатам проведённых антикоррупционных проверок должностей
лишились генералы Шемякин (замкомандующего военно-транспортной авиацией) и
Гайдуков (начальник управления Минобороны). Позже на них завели уголовные дела,
по которым уже состоялись приговоры.
- Какие новации, на ваш взгляд,
необходимы и могут появиться в ближайшее время в российском антикоррупционном
законодательстве?
- Недавно по рекомендации группы ОЭСР в нашем
Уголовном кодексе появилась статья о посредничестве во взяточничестве. Сейчас
обсуждается, например, особый контроль за операциями так называемых публичных
лиц: в каждом банке должен быть список лиц, финансовые операции которых сразу
же будут попадать под особый контроль, - это рекомендация ФАТФ (международная
организация по борьбе с отмыванием средств. - Ред.). Я считаю, что введение
такой меры поможет нам бороться с коррупцией. Есть и другие предложения, например,
расширение круга госслужащих, для которых действует запрет на владение
иностранными счетами. Мы столкнулись с ситуацией, когда начальник департамента
министерства, принимающий серьёзнейшие решения в сфере госуправления, имеет
значительные средства в зарубежных банках. Нет фактов, что это как-то влияет на
его решения, но понятно, что он уязвим.
- Забавно, что в официальном
документе (утверждённом В. Путиным Национальном плане противодействия
коррупции на 2014-2015 гг.) появилось слово «откат». С другой стороны, хорошо,
что какие-то вещи начали называть своими именами, не делая вид, что такого нет.
Что самое важное в плане?
- Документ определяет приоритетные
направления деятельности государства по противодействию коррупции, расставляет
акценты. Это, например, развитие и распространение антикоррупционных норм и
стандартов на региональный и муниципальный уровень власти, внедрение этих
стандартов в компаниях с госучастием и в частных компаниях. Ведь коррупция
касается не только госструктур. Отдельно подчёркивается необходимость анализа и
выработки мер борьбы с серьёзной проблемой - откатами.
Нужна обратная связь
Национальным планом предусмотрено более
серьёзное привлечение к нашей работе представителей гражданского общества. Мы
предлагаем создать в регионах комиссии по противодействию коррупции с участием
представителей общественных организаций, СМИ. Для обсуждения наиболее острых
проблем предполагается создание экспертной комиссии при нашем управлении. Среди
вопросов, стоящих на повестке дня, - выработка мер по борьбе с откатами и
незаконным обогащением, формирование основ цивилизованного лоббизма и др. В
целом мы придаём большое значение построению системы обратной связи общества с
государством. Сейчас обращения порой возвращаются к тому же чиновнику, действия
которого и обжалуются. Таких фактов очень много. Нужен иной порядок и меры
защиты заявителей о коррупции. В антикоррупционном законе есть жёсткая норма:
чиновник должен доложить руководителю о наличии у него возможного конфликта
интересов. Но пока эта норма практически не работает. Например, недавно
проверяли одного замруководителя федерального органа, который курировал
определённую отрасль. А в этой отрасли один из серьёзных бизнес-игроков -
компания, которую возглавляет его отец. Фактов содействия чиновника своему
родственнику выявить не удалось. Постараемся, чтобы этот чиновник занялся
другой сферой деятельности.
- У коррупции три составляющие:
человеческая алчность, возможность совершить неблаговидный поступок и
отсутствие реальной опасности понести наказание. Понятно, что с алчностью вы
ничего сделать не можете…
- …но пространства для коррупции становится
всё меньше, а риск понести реальное наказание - всё выше. Понимая всю опасность
коррупции, государство наращивает усилия по её предотвращению. Президент РФ не
раз уже говорил, что борьба с коррупцией будет продолжаться, невзирая на ранги
и былые заслуги. Я считаю, что вектор оптимистичен и уже приводит к позитивным
сдвигам.
Досье
Олег Плохой родился в 1968 г. в Киеве. Окончил Высшую школу КГБ СССР. В 1988-1999 гг. служил в органах госбезопасности СССР и Российской Федерации. С 1999 г. работает в Администрации Президента РФ, прошёл путь от консультанта отдела Управления кадров до замначальника Управления по вопросам госслужбы и кадров. Занимался антикоррупционной работой, курировал кадровую работу силовых ведомств. С 3 декабря 2013 г. - начальник Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции.
Источник: http://www.aif.ru/money/corruption/1159807
No comments:
Post a Comment